В России давно и много говорят о необходимости поднять потребление молока. По словам врачей, это особенно важно для детей школьного возраста. Ведь если содержание молочных продуктов в рационе подростка составляет менее 50 процентов, это чревато неполноценным развитием организма и вытекающими из этого заболеваниями. Но кто с уверенностью может сказать, что абсолютно каждый российский школьник выпивает в день хотя бы стакан молока? А о том, что молочные продукты составляют половину суточного рациона подростка, и речи нет.
Ситуацию усугубляет и то, что в последнее время отмечается все больше случаев отравлений и заболеваний от некачественного молока, поставляемого из-за рубежа. Например, в Иркутской области недавно было зарегистрировано 16 случаев сальмонеллеза среди детей в возрасте до 6 месяцев после употребления молочной смеси из Бельгии. Бактерии, вызывающие кишечные заболевания, были обнаружены и в детской рисовой каше из Израиля.
Не безгрешны и российские предприятия. "В связи с нарушениями технологии производства, санитарно-эпидемиологических требований на молокоперерабатывающих предприятиях и детских молочных кухнях в стране ежегодно регистрируется среди населения от 2 до 10 вспышек кишечных инфекций", - отмечается в тексте постановления руководителя Роспотребнадзора.
Для исправления ситуации ведомство предлагает совершенствовать законодательную базу по контролю за качеством и безопасностью молочной продукции. "На деле это означает, что надо дать больше ресурсов Роспотребнадзору, который может усилить проверки продукции. Считаю это абсолютно правильным", - рассказал "РГ" председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Еще одна мера касается создания современной базы производственных лабораторий на молокоперерабатывающих предприятиях. Этим, по мнению экспертов, должны заняться в регионах.
В постановлении Геннадия Онищенко прописана и необходимость повсеместного внедрения программ "Школьное молоко". Здесь интересен опыт Швеции. В школах этой страны стоят молочные автоматы по типу тех, что наливают чай и кофе. И за последние годы в Швеции значительно сократилось количество заболеваний, связанных с недостаточным употреблением молока, и, что особенно радует взрослое население этой страны, дети стали пить меньше газированных и энергетических напитков. "Нам ничто не мешает поставить такие же автоматы и поить детей молоком. Но для этого надо предусмотреть конкретно эту меру в бюджетах, которые выделяют регионы на питание школьников", - говорит Андрей Даниленко. А в целом, уверен эксперт, стране нужна федеральная целевая программа по развитию системы здорового питания. "Из 160-170 миллиардов рублей в год, которые составляют бюджет минсельхоза, на эти цели можно было бы выделить хотя бы один миллиард. При этом молочная составляющая в этой сумме могла бы быть на уровне 200-300 миллионов рублей в год. Когда речь идет о здоровье подрастающего поколения, это не такие большие деньги", - считает эксперт.
Для того чтобы поправить здоровье населения, надо увеличить и потребление йода, считают в Роспотребнадзоре. "Более 50 процентов субъектов Российской Федерации являются йоддефицитными, более 60 процентов населения проживают в регионах с природно обусловленным дефицитом этого микроэлемента. Показатели заболеваемости диффузным зобом, связанным с йодной недостаточностью, среди всего населения регистрировались на уровне выше среднероссийского в 30 субъектах", - отмечает в своем постановлении Геннадий Онищенко.
И предлагает наладить выпуск продукции, обогащенной этим микроэлементом. Например, можно выпускать йодированный хлеб. "Техническая документация для этого есть. Дополнительные затраты незначительны. Хлебозаводы готовы. Но нужен спрос. Необходимо, чтобы йодированный хлеб был востребован в торговых сетях. А для этого нужны соответствующие директивы", - считает президент Российского союза пекарей Анатолий Косован.
А заместитель директора по науке ГОСНИИ хлебопекарной промышленности Марина Костюченко уверена, что для насыщения хлеба и других продуктов питания йодом достаточно использовать йодированную соль. "По этому пути шли все развитые страны, которые сталкивались с проблемой дефицита йода. И наши предприятия готовы выпускать сколько угодно йодированной соли, но нет заказа", - рассказывает эксперт. Возможно, это связано с тем, что на выпуске йодированной соли для промышленных нужд много не заработаешь.
Куда выгоднее выпускать биологически активные добавки, менять технологию производства продуктов питания. Но если страна действительно заинтересована в решении проблемы микронутриентной недостаточности, она не будет выпускать БАДы, а перейдет на йодированную соль. Кстати, дефицит йода чреват не только заболеванием щитовидной железы.
"Ежегодно в России около 800 детей рождаются с отклонениями умственного развития из-за того, что организм матери во время беременности недополучал йод", - говорит Анатолий Косован.
В постановлении Роспотребнадзора руководителям образовательных и оздоровительных учреждений, а также учреждений социальной защиты населения рекомендовано заменять не только обычные хлебобулочные изделия, но и молочные продукты специализированной продукцией, содержащей йод.
Соответствующие рекомендации даны минсельхозу и минпромторгу. А министерству здравоохранения при профессиональной подготовке медицинских работников рекомендовано обратить внимание на вопросы, связанные с профилактикой заболеваний, обусловленных дефицитом микронутриентов.
Кстати
По медицинским нормам среднестатистический россиянин должен потреблять 320-340 килограммов молочной продукции в год. Сейчас этот показатель составляет 246 килограммов. Число заболеваний, связанных с микронутриентной недостаточностью, за последние пять лет в стране выросло почти на 350 тысяч. По данным Роспотребнадзора, самые высокие показатели заболеваний, связанных с йодной недостаточностью, зафиксированы в республиках Адыгея, Дагестан, Тыва, Алтай, Бурятия и Ингушетия, Чувашской, Кабардино-Балкарской, Чеченской и Карачаево-Черкесской республиках, Ненецком автономном округе, Ульяновской, Саратовской, Астраханской областях, Алтайском крае, Кемеровской, Томской, Иркутской, Амурской, а также в Брянской, Орловской, Владимирской, Ивановской областях.
Проблема йододефицита достаточно активно решается в Тамбовской, Тверской, Тульской, Липецкой, Оренбургской, Самарской, Свердловской и ряде других областей. Там приняты соответствующие организационно-распорядительные документы органов государственной власти субъектов Российской Федерации.