Воплощение этой идеи стало одной из главных тем VIII Международного конгресса рыбаков, прошедшего во Владивостоке. В комплексе, который создадут на юге Приморья, будут холодильные мощности, современная портовая и транспортная инфраструктура, перерабатывающие заводы, торговый центр.
Полный цикл
По словам вице-губернатора Приморья Сергея Сидоренко, "ядро" будет строиться на специально выделенной площадке (в настоящее время рассматриваются два варианта - в поселке Славянка и бухте Суходол).
- Цели создания рыбного кластера сформулированы в двух плоскостях. Внутренняя - это повышение экономической эффективности отрасли, наполнение российского рынка качественной рыбопродукцией собственного производства. Внешняя - переход от торговли сырьем к поставкам продукции высокой степени переработки и мирового уровня качества, - объяснил он.
"Цена вопроса", по предварительным оценкам, около 39 миллиардов рублей. Большей частью это деньги федерального и краевого бюджетов, меньшей - частных инвесторов.
Производители и добытчики из разных дальневосточных регионов проявили к проекту немалый интерес и заявили о желании участвовать в нем. Однако идея, которая в теории выглядит очень привлекательной, при практической реализации может обрасти проблемами.
Как отметил заместитель директора департамента природопользования минвостокразвития Сергей Лысенко, в ведомство уже поступили четыре инвестпроекта.
- Но они не проработаны с точки зрения включения в госпрограмму развития Дальнего Востока и Байкальского региона, отсутствуют бизнес-планы, - сказал чиновник и предложил рассмотреть вариант включения в кластер особой портовой экономической зоны в Советской Гавани, что поможет решить проблему выгрузки уловов на российском берегу.
По его мнению, создание портовой зоны в Приморье слишком затратно, куда логичнее использовать имеющиеся мощности. Камчатский край можно рассматривать как альтернативный путь поставок водно-биологических ресурсов в европейскую часть России и Европу Северным морским путем. Также нужно использовать преимущества территориальной близости Сахалина и Японии.
- Предлагаем органам власти всех субъектов ДФО совместно с заинтересованными бизнес-структурами оказать поддержку потенциальным инвесторам в решении организационных вопросов. Кроме того, нужно проработать механизм вхождения субъектов РФ в единое информационное поле, которое содержало бы данные о загрузке холодильных мощностей и другие необходимые сведения для организации рыбохозяйственного комплекса, - наметил он фронт работ для властей.
Опытным путем
Жизнеспособность этих предложений еще предстоит анализировать. Между тем практика создания подобных структур существует - не только за границей, но и на Дальнем Востоке. По крайней мере, именно об этом заявил председатель Союза рыбопромышленников и предпринимателей Камчатки Сергей Тимошенко.
- На Камчатке рыбопромышленный кластер существует с 2008 года. Около 400 предприятий ведут рыбохозяйственную деятельность, свыше 240 - вылов, действует более 180 рыбоперерабатывающих заводов. На побережье полуострова построены 15 современных заводов, нацеленных на выпуск высококачественной рентабельной продукции. Есть предприятия, занимающиеся судоремонтом и производством орудий лова. Численность занятых - около 16 тысяч человек, и она постепенно снижается, что говорит о повышении производительности труда. В экономике региона на долю кластера приходится 50 процентов объема промышленного производства, - привел он пример, добавив при этом, что кластер не имеет конкретного управляющего предприятия, но у него есть управляющий орган - рыбохозяйственный совет края.
Особое внимание, как считает руководитель ТИНРО-центра Лев Бочаров, нужно уделить инновациям, используя огромный научный потенциал Приморья.
- Одна из функций этого комплекса состоит в том, чтобы создать в восточной части России площадку по продаже крупных оптовых партий рыбы. Сегодня, если говорить об АТР, все крупные площадки находятся вне нашей страны, - считает он.
Уйдут в ноль
Кроме того, уверен ученый, значительные средства следует вложить в рыбопереработку.
- Она не находится на передовых рубежах, поэтому придется потратиться, - заметил Бочаров.
Сделать это необходимо и из других соображений. ВТО предъявляет особые требования к качеству и производству продукции. Оборудование далеко не всех дальневосточных (и российских) предприятий и выпускаемая ими продукция отвечают этим нормам и стандартам. Чтобы исправить ситуацию, Росрыболовство заявило о намерении поощрять предприятия, обрабатывающие рыбу и морепродукты на российском берегу, обнулением ставки сбора за пользование биоресурсами.
Сегодня в рыбной отрасли действует льготная ставка - 15 процентов от установленного размера сбора за каждый объект водных биоресурсов: поправки, снижающие налоговую нагрузку на рыбную отрасль, были введены несколько лет назад. Воспользоваться этим правом смогли российские рыбохозяйственные предприятия, если в их доходах доля от реализации уловов или произведенной из них продукции составляет не менее 70 процентов.
Со вступлением в ВТО ситуация изменилась. Как считают эксперты, такой метод финансирования имеет признаки субсидирования, поэтому подход надо менять.
- Членство во Всемирной торговой организации добавило новые условия для бизнеса, которые необходимо учитывать при формировании государственной политики. Деятельность в рамках ВТО открывает определенные возможности, тем не менее успешность этого процесса зависит от органов государственной власти и участников рынка. Главное - от политики, которую государство будет проводить в каждой конкретной отрасли. Несмотря на отсутствие госсектора в рыболовстве и минимальную бюджетную поддержку, государство активно влияет на отрасль, устанавливая правила ведения бизнеса, - говорит замруководителя Росрыболовства Надежда Шебина.
Примеры - закрепление долгосрочных долей, обязательность доставки уловов из исключительной экономической зоны на таможенную территорию, сокращение перечня видов, на которые распространяются показатели общедопустимых уловов.
Эти решения дали толчок к развитию отрасли: с 2008 по 2011 год российский вылов увеличился на 6,5 процента и достиг 4,3 миллиона тонн. Эффективность российской рыбной отрасли выросла в 30 раз.
Но при вступлении в ВТО Россия приняла определенные обязательства. Для рыбной отрасли это постепенное снижение импортных и экспортных пошлин.
- Снижение экспортных пошлин до нуля, в соответствии с проектом перечня уступок по определенным видам товаров, приведет, по экспертным оценкам, к увеличению экспорта рыбного сырья. Но одновременно государство может лишиться значительной части экспортных доходов, - продолжает Шебина. - К тому же это может привести к сокращению российского рыбного рынка, особенно в части деликатесной продукции. Снижение импортных пошлин на отдельные виды рыбо- и морепродуктов приведет к сужению рынка сбыта недорогой продукции, и есть опасения, что к замене дешевым иностранным товаром. Причем качество может быть не улучшено, - приводит она прогноз развития событий.
Кстати
В работе VIII Международного конгресса рыбаков приняли более 450 человек из 16 стран мира. Россию представляли 16 регионов.