Всего за один день рубль прибавил в цене больше 60 копеек по отношению к доллару, поднявшись до 31,58 рубля за единицу американской валюты. От границы в 32 рубля он откатился с начала лета. Относительно евро рубль поднялся к отметке 42,74 рубля, подорожав больше чем на 30 копеек. И это после стольких разговоров о стойком ослаблении нацвалюты. Свою норму падения рубль в этом году уже выбрал, объясняет замдиректора Центра развития Научно-исследовательского университета "Высшая школа экономики" Валерий Миронов.
Правда, в следующем году рубль, скорее всего, все-таки отступит, прогнозируют эксперты.
Такой прогноз дает директор Центра структурных исследований Института Гайдара Алексей Ведев. Валерий Миронов считает, что курс будет колебаться в "вилке" - 35-36 рублей за доллар. Но это к концу 2014 года.
И тут надо уточнить, что на вчерашнее укрепление курса во многом сыграли новости с международных площадок. Накануне Федеральная резервная система США, вопреки ожиданиям большинства аналитиков не стала объявлять о сворачивании мер поддержки экономики. То есть американские деньги пока еще по-прежнему будут вливаться в экономику. И потому курс доллара пошел вниз. Нам это все интересно по многим причинам: ситуация в США оказывает непосредственное влияние на нефтяной спрос и котировки, через них - на курс нашей валюты.
Между тем в последние месяцы дело дошло до того, что некоторые эксперты напрямую связывали недавнее ослабление рубля с политикой правительства и Банка России. Мол, властям это выгодно, чтобы подстегнуть экономический рост, а заодно и пополнить бюджет. Но глава минэкономразвития накануне четко объяснил, что рубль никто девальвировать не собирается. Кроме того, сейчас, выходя на рынок с интервенциями, ЦБ по факту поддерживает нацвалюту, признал министр. И пояснил, что хотя рост экономики и остается слабым, девальвация его не спасет. "Я не слишком верю в то, что девальвация - это так уж полезно для экономического роста. Она помогает за счет удешевления ... затрат в производстве загрузить незагруженные производственные мощности, если у вас есть спрос его удовлетворить", - сказал Улюкаев. Но сейчас в этом смысла нет. Загрузка производственных мощностей высока, послекризисный восстановительный рост закончился, безработица находится на исторически самом низком уровне, перечислил министр. Эксперты "РГ" фактически приводят те же аргументы.
Низкий рубль больше не содействует развитию промышленности, в том числе, обрабатывающей, говорит Ведев. "Сейчас около 65 процентов российского импорта приходится на инвестиционные товары и комплектующие. Поэтому любая девальвация сразу делает российскую продукцию дороже. Прежде всего, это относится к автомобилестроению, электронике", - объясняет Ведев. Так что эти отрасли будут проигрывать от девальвации рубля. Точно так же, как все предприятия, осуществляющие модернизацию, закупающие оборудование.
Причина замедления российской экономики вовсе не в курсе нацвалюты. Она фактически топчется на месте: рост ВВП за 8 месяцев составил 1,5 процента, промпроизводство в обрабатывающих отраслях ушло в минус на 1,2 процента, сокрушался Улюкаев. По его оценке, ситуация в российской экономике худшая с кризиса 2008 года. "У экономического роста есть три маховичка", - объяснил Улюкаев: чистый экспорт, инвестиции и внутренний потребительский спрос. И пока из трех перечисленных факторов экономику тянет вверх только потребспрос, признал он. Это и помогает экономике не свалиться в рецессию. "Ситуация действительно тяжелая, - соглашается Миронов. - Исчезло все то, что вело нас раньше вперед. И мы можем войти в длительный период нулевых или даже сокращающихся темпов роста". Даже на фоне растущих цен на нефть мы не сможем расти прежними темпами при старой модели экономики, у нас выросли социальные обязательства, и если нефтяные котировки замрут, возникнут проблемы с бюджетом, перечисляет потенциальные риски эксперт.
Улюкаев считает, что главными ускорителями экономики могут стать увеличение производительности труда, рост инвестиции. У нас есть ресурсы для развития экономики, но они утекают за рубеж, сокрушается Миронов. В России - самый большой отток инвестиций компаний за рубеж относительно других развивающихся стран, говорит он. Фактически наряду с российской существует зарубежная экономика, созданная за счет средств отечественных компаний. Эти инвестиции нужно развернуть внутрь страны, продолжает Миронов. Возможности есть в том числе в особых экономических зонах, говорит он. Они существуют в России довольно давно, но пока еще являются локальными, рассуждает эксперт. А такие зоны должны использоваться для обкатки новых моделей экономического роста, нового законодательства, это могут быть целые субъекты Федерации, предлагает Миронов.
В качестве текущих мер поддержки, полагает он, может помочь и заморозка тарифов естественных монополий, говорит Миронов. В них также надо высвобождать излишнюю численность, в монополиях низкая производительность труда, считает эксперт: "Эти люди должны перетекать в другие сектора, которые испытывают нехватку кадров". При нынешних темпах роста экономики сложно повышать прежними темпами зарплаты, говорит Миронов. Денег на это уже нет. Соответственно, можно рассчитывать только на рост инвестиций, они должны ускорить темпы роста. Правда, даже если рост инвестиций увеличится на 6 процентов, это даст дополнительно 1,2 процента ВВП, рассчитал эксперт. На разогрев экономики и привлечение денег требуется время.
Минэкономразвития делает ставку на поддержу малого бизнеса, рассказал Улюкаев. За счет средств Фонда нацблагосостояния оно предлагает выделять таким предпринимателям кредиты по низкой ставке. Федеральная контрактная система даст доступ к госзаказу и контрактам крупных компаний.