Минобороны: Управлявший Су-25 Алексей Назаров вел себя по-геройски

Военные следователи и эксперты по безопасности полетов пытаются разобраться, что стало причиной катастрофы штурмовика Су-25 в Краснодарском крае.

Уголовное дело возбудили по статье 351 УК РФ - "Нарушение правил полетов или подготовки к ним". В некотором смысле, это традиционная статья для таких ЧП. Если к нему не привели очевидные события, например, столкновение самолета с птицей или попадание в борт молнии, подозрение в причастности к происшествию ложится на людей. В данном случае это могло бы относиться к пилоту самолета капитану Алексею Назарову или наземному персоналу военного аэродрома Приморско-Ахтарск, откуда штурмовик вылетел вчера вечером. Однако все говорит о том, что офицер до последних секунд пытался посадить Су-25. А еще - сделал все, чтобы тяжелая машина не рухнула на станицу Новоминскую в Староминском районе. То есть в последние минуты жизни вел себя по-геройски.

Что же случилось в небе, и какие события предшествовали катастрофе? Для старшего летчика капитана Назарова это задание было плановым. Офицеру предстояло отработать несколько упражнений в пилотажной зоне в темное время суток и в сложных метеорологических условиях. На языке авиаторов это именуется полетом в СМУ. Погода, действительно, не баловала. Аэродром и близлежащие районы вторую неделю обильно поливали дожди. К тому же в зоне пилотажа стояла низкая облачность. В темноте да еще вне видимости земли главным помощником пилота становятся бортовые приборы. По ним летчик ориентируется в воздухе, по ним прокладывает свой маршрут.

Для первоклассного военного пилота капитана Назарова подобные испытания были не в новинку. За годы службы он налетал почти 800 часов, в том числе - 600 на штурмовике Су-25. Тем не менее, в тот роковой вечер в небе возникла нештатная ситуация. Какая, из-за чего - на эти вопросы, скорее всего, даст ответ расшифровка данных бортовых самописцев. Пока же военные утверждают, что никаких тревожных сигналов с самолета руководитель полетов не получал. И только за миг до катастрофы в эфире прозвучало: "Я катапультируюсь". Часы на стартовом командном пункте зафиксировали время, когда пропала связь с летчиком - 20 часов 17 минут.

В воздух немедленно подняли вертолет поисково-спасательной службы. Скоро обнаружили место падения штурмовика. Он рухнул на большое кукурузное поле в пяти километрах от станицы и всего в полусотне километров от родного аэродрома. Когда спасатели вышли на место катастрофы, обломки Су-25 еще догорали. Они были разбросаны на сотни метров, причем хвост лежал отдельно от кабины. Катапультного кресла и летчика там не было, поэтому оставалась надежда, что Назарову удалось выжить. Она растаяла утром, когда неподалеку от обломков самолета нашли искореженную катапульту и останки пилота.

- По докладу с места происшествия, он пытался посадить машину на грунт после того, как отвел штурмовик в сторону от ближайшего населенного пункта. От соприкосновения с землей самолет взорвался, - сказал корреспонденту "РГ" начальник управления пресс-службы и информации Минобороны генерал Игорь Конашенков.

Пока эксперты склоняются к версии, что Су-25 по каким-то причинам отклонился от маршрута. Возможно, что-то произошло с управлением штурмовика, и летчик до последнего пытался выровнять машину. А когда, пробив облака, увидел под крылом огни станицы, сделал все, чтобы многотонная махина не рухнула на дома. Решение - покидать самолет или нет - в воздухе всегда остается за пилотом. Катапультируйся Назаров, - и никто не поставил бы этого ему в вину. Но, похоже, что офицер продолжил бороться - теперь уже за спасение самолета. В принципе Су-25 может приземляться на грунт даже без выпуска шасси. Военные пилоты со стажем помнят такие случаи. Но размокшее от долгих дождей кукурузное поле для таких опасных маневров явно не годилось. Скорее всего, именно поэтому Назаров все-таки дернул ручки катапульты. И, скорее всего, за мгновения до взрыва машины при соприкосновении с землей. Сработай средства аварийного покидания при менее аварийной посадке, и пилот мог остаться живым. Но приземление было не просто жестким - Су-25 с небольшим углом фактически врезался в поле. От такого удара летчика не смогло спасти даже катапультное кресло "К-36".

Между тем, этот спасательный комплекс считается одним из самых надежных в мире. Не случайно усовершенствованный вариант "К" установили на авиакомплекс Су-34, который начал заменять в фронтовой авиации штурмовик Су-24. Катапульта действительно уникальная. Достаточно вспомнить, что на авиасалоне Ле Бурже в 1999 году именно она спасла жизнь летчику-испытателю Анатолию Квочуру. Когда его МиГ-29 начал падать, пилот покинул машину практически у земли да еще "отстрелился" по наклонной траектории. И тем не менее, выжил. Ситуация, в которой использовал катапульту капитан Назаров, видимо, была запредельной даже для такой надежной спасательной техники.

Досье "РГ"

6 августа 2010 года штурмовик Су-25 разбился в Забайкальском крае, экипаж катапультировался.

3 февраля 2011 года в Закавказье упал Су-25 ВВС Азербайджана, два пилота успели вовремя катапультироваться.

12 июня 2012 года под Гродно потерпел катастрофу Су-25 ВВС и ПВО Белоруссии, пилот погиб.

С места события

Соболезнование родным капитана Назарова выразил губернатор Краснодарского края Александр Ткачев. "Алексей совершил героический поступок - увел падающую машину от жилых домов, но сам спастись не успел. Вечная ему память", - написал он в Твиттере.

Всю прошедшую ночь на Кубанки продолжались поиски пилота. В них были задействованы сотрудники МЧС Каневского района, местные полицейские и волонтеры - всего около 100 человек. Вот, что об этом корреспонденту "РГ" рассказал главы станицы Стародеревянской Сергей Гопкало.

- О том, что самолет упал на территории нашего поселения, мне сообщили по телефону в 21 час 40 минут. Я тут же выехал на место ЧП. Там уже находились полицейские пожарные, а также глава Каневского района Александр Герасименко, который возглавил штаб по поиску летчика. Мы ведь надеялись, что он сумел катапультироваться перед крушением и остался жив. Поэтому была дана команда прочесать всю округу. Разбились на группы и все тщательно обошли. Искали в зарослях камыша, по берегам речки, осмотрели все близлежащие поля. Истребитель упал в кукурузное поле, место его крушения закрывали высокие стебли, да и нас туда не пускали.

По словам главы сельского поселения, поисками они занимались до четырех утра, пока не прибыли военные специалисты, сообщившие, что неподалеку от места крушения обнаружено тело летчика.

У 32-летнего Алексея Назарова осталась жена Екатерина и семилетняя дочь София. Сейчас они вместе с родителями капитана - Натальей и Анатолием Назаровыми находятся в Приморско-Ахтарске. Отец Алексея - водитель в местной агрофирме, мама - домохозяйка. Есть еще младшая сестра Светлана, ей 28 лет. Корреспонденты "РГ" поговорили с тетей погибшего летчика Натальей и его классным руководителем в средней школе № 9 села Кухаривка Ейского района Кубани Людмилой Тросан.

"Леша с детства мечтал о небе. Просто грезил полетами. Это был очень добрый мальчик, любил свою семью", - вспоминала Наталья Александровна. "Алексей учился у нас до девятого класса, - говорит Тросан. - Очень способный и подвижный мальчик. Кажется, ему удавалось все. Активно занимался спортом - играл в футбол, баскетбол и волейбол. И при этом учился на четверки и пятерки".

Подготовили Татьяна Павловская и Ольга Бондаренко, Краснодар