По подсчетам экспертов "РГ", сейчас он равнозначен примерно 20 процентам российского ВВП. "Классический критерий теневого сектора экономики - уход от налогов", - рассказывает советник Института современного развития Никита Масленников. По его словам, Россия по его объему находится между развитыми странами с объемом теневого ВВП в 10-15 процентов и "маргинальными развивающимися" - 30-35 процентов ВВП. При этом основная проблема отечественных налоговиков - неформальная занятость, говорит эксперт. "Это примерно 18-20 миллионов человек. Работодатели не выплачивают за них страховые взносы. А граждане, которые находятся в режиме неформальной занятости, недоплачивают налог на доходы физлиц. У нас здесь не столько малый бизнес, сколько компании другого класса", - говорит Масленников, уточняя, что крупнейшие компании как раз платят "вбелую".
К последним налоговые органы имеют претензии из-за их привязанности к офшорам. Но мотив снижения налогообложения у них не самый главный. "В рамках нашего правового поля невозможно провести сложные по структуре сделки. Практически ни одно крупное слияние или поглощение не получится провести в чистом виде. Как и многие другие такого рода операции. Так что чем крупнее бизнес, тем больше операций с зарубежными активами. В России при любом раскрытии информации гарантирована рейдерская атака и более ничего", - сетует советник ИНСОР.
С ним согласен заместитель директора Института "Центра развития" НИУ "Высшая школа экономики" Валерий Миронов. "Самое важное для России - это защита бизнеса от поглощения, наездов внутри страны, защита собственников от того, чтобы кто-то знал, насколько они реально богаты. Ведь если такая информация появится, то на следующую неделю все эти компании окажутся под ударом со стороны тех, кто занимается враждебным поглощением. Все этого боятся", - говорит эксперт.
Он сомневается в том, что крупный бизнес можно убедить раскрывать информацию о зарубежных собственниках, что, собственно, и предлагает минфин в борьбе с "теневым бизнесом", предлагая повысить налоги "скрытным" компаниям. Но при этом наш эксперт согласен, что нажим финансового ведомства может принести в бюджет порядка 400 миллиардов рублей. Но с оговоркой.
Если одновременно не будут решаться проблемы с защитой частной собственности и расширяться ассортимент финансовых инструментов, бизнес может просто начать уходить из страны. И эффект будет обратным. Из всех российских крупных компаний больше 3/4 находится в тени, уверен Миронов.
Эксперты считают, что для решения "теневой" проблемы российским властям нужно смотреть вне налогового поля. Валерий Миронов напоминает, что в последнем рейтинге Всемирного экономического форума Россия хоть и поднялась на 3 строчки вверх, все же имеет одни из худших в мире позиций в институциональном разделе рейтинга. Напомним, наша страна заняла 133-е место по защите прав собственности,109-е - по уровню коррупции,119-е - по степени независимости судов, 120-е - по тяжести государственного регулирования,118-е - по эффективности правовой системы для разрешения споров, 120-е - по эффективности правовой системы для споров с регуляторами,122-е - по возможности положиться на полицию, и так далее.
Масленников также считает, что для возвращения белого бизнеса в страну нужно сделать более прозрачной государственную налоговую и тарифную политику. А также внести ясность в процесс реформирования пенсионной системы. Впрочем, он отмечает, что нынешняя инициатива минфина, направленная на раскрытие бенефициаров крупных компаний, является частью системной программы, принятой в рамках G20.
"Инициатива, которую поддержали все лидеры G20, касается создания в обозримом будущем - очевидно, это будет в следующем году - многосторонней конвенции по автоматическому обмену налоговой информацией. Цель - это как раз установление конечных бенефициаров от той или иной операции. Мы были хозяевами саммита и поддержали инициативу, так что в мягкой форме поддержали эти международные обязательства. Минфин теперь развивает эту линию. Я думаю, это не последняя инициатива в этой череде, будут еще и другие. Это работа всерьез и надолго", - говорит Масленников.
Сейчас компании имеют возможность выводить центры прибыли в низконалоговые юрисдикции и не платить налоги в своих странах.
"Эти действия законны, но эти законы были написаны сто лет назад", - аргументирует необходимость реформ заместитель директора Центра налоговой политики и администрирования Организации экономического сотрудничества и развития Грейс Перес-Наварро.
Сложившаяся практика, говорит она, мешает развитию конкуренции: "Местные производители оказываются в невыгодном положении - у них снижается производительность и доходы". Нарушается система принятия инвестиционных решений: компании предпочитают вкладываться в проекты, где прибыль будет более низкой до уплаты налогов, а не более высокой после расчетов с государством.