Завершится фестиваль 11 октября спектаклем одного из главных европейских артистов десятилетия - Важди Муавада. Режиссер с мировым именем, драматург, арт-директор 63-го Авиньонского фестиваля играет в Москве премьеру своего нового сочинения "Одинокие", в центре которого - Петербург и возращение к истокам родного, хотя и давно забытого, языка.
Откроется фестиваль 1 октября спектаклем итальянца Антонио Реццы, который - как часто бывает в современном театре - представляет собой одновременно и театр, и кино, и повествование.
2 октября публику ждет встреча с одним из самых ярких представителей центрально-европейского театра последнего десятилетия - Растиславом Баллеком и его спектаклем HOLLYROTH (Словацкий национальный театр, Братислава), посвященном Яну Голле - писателю, поэту, католическому священнику из деревни. Ключом к пониманию и исследованию жизни Яна Голлы становится другая творческая личность - актер Роберт Рот.
В фестивальной программе также - Петр Мамонов, Татьяна Бондарева и ее "Злой спектакль", Луиджи Черри с "Отелло", спектакль Института Ежи Гротовского во Вроцлаве и Театра.doc в Москве.
Но главным событием фестиваля будет спектакль легенды мирового театра - режиссера, художника и перформера Роберта Уилсона - "Последняя лента Крэппа". Роберт Уилсон впервые выйдет на московскую сцену 6 октября 2013 года в качестве исполнителя пьесы Беккета, в которой он разговаривает с собственным голосом, записанным на пленку много лет назад.
На вопрос Марины Давыдовой, о чем для него эта пьеса Беккета, Уилсон недавно ответил: "Любимыми актерами Беккета были актеры немого кино. Особенно Чаплин. Потому важнее всего, играя Беккета, понимать, что ты играешь молчание. Ну а остальное, надеюсь, вы узнаете на спектакле".
Мы попросили директора фестиваля Михаила Пушкина рассказать о некоторых его "тайнах".
Как образовалась такая насыщенная и разнообразная программа, как вы ищете ваших героев?
Михаил Пушкин: Фестиваль чаще всего не сам ищет, а ищут нас. Словаки, например, даже отменили два спектакля в Национальном театре, чтобы сыграть у нас на Страстном. У нас есть и наши любимые постоянные участники. Таня Бондарева из Риги играет пьесы Клима, и мы хотели, чтобы она сыграла все три монолога в один день. Но это очень трудно.
Как был возможен приезд Роберта Уилсона, самого дорогостоящего режиссера современности?
Михаил Пушкин: Слухи о том, что это безумно дорогой проект, сильно преувеличены. Уилсон любит Россию, он сюда часто приезжал, мы с ним встретились в маленьком итальянском городке, где он представлял свою оперу и играл "Ленту". Мы с ним разговорились - о фестивале, о визуальном театре. И все совпало. Он оказался милейшим, очаровательным в общении человеком. Заработать нам не удастся на нем. Та хулиганская акция, которую мы провели летом, объявив стоимость билетов в 10 тыс. рублей, позволила нам "подвесить" бесплатные билеты для студентов и театральной публики. Все, кому надо, - попадут. Я хотел бы, чтобы на фестиваль пришли те, кто понимает, что такое формат "соло". Ведь это актерский подвиг - выйти в одиночестве на площадку, будь это Роберт Уилсон или молодой актер. Хочу, чтобы пришли профессионалы, ведь, скорее всего, Роберт Уилсон - в первый и последний раз играет на сцене в России. Хочу, чтобы пришли художники, которые заняты визуальным искусством, - здесь будет много для них интересного. Ну и прежде всего - артисты драматического театра, ведь у каждого из них есть тяга к личностной истории.
Насколько технически трудно организовать прокат такого спектакля, как "Последняя лента Крэппа"?
Михаил Пушкин: Адаптировать очень тяжело, я видел спектакли Муавада и Уилсона для полутора-двух тысяч человек.
Какой же у них интерес ехать на "Страстной"?
Михаил Пушкин: Уважают... Вот испанка Анхелика Лидделл, которая была у нас в прошлом году. Я встретил ее нынешним летом в Венеции, где она давала мастер-класс по пьесам Шекспира вместе с Кастеллуччи, Кристианом Люпой и многими другими. Она была грандиозна! Ее признали лучшей актрисой Испании, а в Венеции она получила "Серебряного льва". А к нам она готова приехать бесплатно!