Эксперты предлагают развивать на Дальнем Востоке производство запчастей

Разогнать российский автопром могла бы госпрограмма по стимулированию скорейшего вывода из эксплуатации старых автомобилей и их замену на новые машины, считают эксперты. Это можно сделать, в том числе запустив налоговые меры, рекомендует ведущий эксперт аналитического агентства "Автостат" Сергей Удалов.

Если ничего не делать, отечественному автомобильному рынку грозит стагнация. Ситуацию на нем эксперты будут обсуждать на "круглом столе" Инвестиционного форума в Сочи "Автомобильный рынок России: вызовы-2013".

Причины для беспокойства есть. В этом году аналитики впервые с 2009 года зафиксировали спад продаж на автомобильном рынке России. Если в 2012 году в стране было продано почти 3 миллиона новых легковых автомобилей, то к концу 2013 года продажи могут сократиться до 2,88-2,82 миллиона автомобилей, прогнозируют в Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ). При этом российский автопром сейчас загружен лишь на 60 процентов своих возможностей. В чем же причина такого положения дел?

Сергей Удалов считает, что у спада на авторынке несколько причин. Бурный рост вплоть до 2013 года был вызван насыщением отложенного спроса после кризиса. Но теперь, с одной стороны, произошло частичное насыщение, а с другой - нынешний спрос объясняется текущим состоянием российской экономики. "И все равно это достаточно высокая планка, которая позволяет рынку дальше развиваться, хотя и более медленными темпами", - говорит Удалов. Обеспеченность населения автомобилями в России по сравнению с другими странами - низкая (число автомобилей на тысячу жителей составляет 270 штук, в то время как в Европе - 700, в США - 800 штук). Это позволяет надеяться на рост рынка новых авто.

При этом он мог бы ускориться даже в состоянии "сонной" экономики, считает Удалов. В числе возможных стимулирующих мер эксперт называет в том числе и введение экологического налога, о котором уже много лет говорится. "К сиюминутному росту продаж это не приведет, но как долговременная мера, которая повлияет на расход топлива и выбор потребителя, даст хорошие плоды", - говорит Удалов.

Из позитивных тенденций отечественного авторынка эксперт отмечает широкое предложение и высокую ценовую конкуренцию между автомобильными брендами, что на руку потребителям. "Производители и продавцы вынуждены сдерживать цены на машины. При этом сами они все меньше зарабатывают на продажах. И на первый план для игроков рынка выходит сервис, финансовые дополнительные услуги, как, например, автокредитование, автострахование", - замечает Удалов.

Он положительно оценивает первые итоги новой госпрограммы льготного автокредитования. Первый кредит на покупку автомобиля по льготному кредиту был оформлен в середине июля, сейчас еженедельно покупки новых отечественных авто в кредит по льготной процентной ставке оформляют десятки тысяч граждан.

Запуск новой госпрограммы льготного автокредитования должен повысить долю кредитных продаж ориентировочно до 44-45 процентов. В минпромторге, по словам замминистра Алексея Рахманова, ожидают, что льготные ставки подтолкнут на покупку нового авто не менее 180-200 тысяч автомобилистов. Это должно подхлестнуть продажи, которые, по расчетам министерства, упадут в этом году на 2-4 процента из-за ситуации в экономике.

"Это льготы не автопрому, а потребителям, на стимулирование их потребительского аппетита", - поясняет Рахманов. Прирост продаж, особенно в автопроме, это "не вещь в себе", а вопрос экономического здоровья рынка, отмечает он. "На объем продаж "завязана" локализация компонентов, прибыльность, инвестиции, запуск новых производств", - уточяет Рахманов. По оптимистичным прогнозам одного из западных агентств, через шесть лет Россия займет первое место в Европе по объемам продаж в 4,4 миллиона авто в год, напоминает Рахманов. Цифра министерству не кажется запредельной. "До сих пор мы прогнозировали 3,6 миллиона машин", - напоминает замминистра.

За последние десять лет больше чем в 10 раз выросла доля производимых в России иномарок - с 5,6 процента до 68 процентов. По итогам 2013 года она увеличится еще и составит 70 процентов. В России сформировались три крупных автомобильных кластера - на северо-западе (Санкт-Петербург и Ленинградская область), в центре (Калужская и Московская области), в Поволжье (Самарская, Ульяновская, Нижегородская области, Татарстан). В эти регионы сейчас активно приходят иностранные поставщики компонентов, которых насчитывается уже более 100.

Самым динамичным регионом по развитию автопрома и автомобильной индустрии стала Калужская область. А мощность завода Toyota в Санкт-Петербурге вскоре увеличится в 2 раза, с 50 до 100 тысяч автомобилей в год. Петербургский завод "Тойота" в 2016 году начнет производство текущего поколения модели Toyota RAV4. Производство предназначено для рынков России и Белоруссии. Суммарные инвестиции с момента основания компании в развитие российской "Тойоты", включая новые вложения в производство модели Toyota RAV4, составят около 16 миллиардов рублей. Готов к автосборке и Дальний Восток, соседями которого являются крупнейшие автодержавы - Япония и Корея. "Если в Дальневосточном российском регионе разовьется еще и производство автокомпонентов, то это станет огромным плюсом для рынка", - говорит Сергей Удалов.

По его словам, инвестиции в строительство современных совместных производств по изготовлению автозапчастей - это сейчас проблема номер один для России. Сами российские производители не обладают необходимыми технологиями для производства компонентов. Впрочем, процесс в данном случае, замечает Удалов, зависит от общей ситуации на мировом глобальном рынке производства автокомпонентов.

Кому джип, кому "букашка"

Еще один вопрос, который обсуждают аналитики, это перспективы брендов, присутствующих на автомобильном рынке страны. Какие из полусотни брендов устоят в дальнейшем, а каким придется уйти? Вопрос не надо ставить так категорически, считает Сергей Удалов.

По его мнению, всем брендам и маркам в России хватит места на долгие годы. Более того, с учетом того, что наш внутренний рынок "на разный вкус" будет расти, сюда станут приходить все новые бренды (китайские, например, с прицелом выхода в Европу). Впрочем, достаточно сложно закрепляются на российском рынке пока премиальные спортивные автомобили, для которых нужны безупречные дороги, замечает Удалов. Также, по его словам, прохладно относятся наши потребители к маленьким дорогостоящим автомобилям ("букашкам"), популярным в густонаселенной Европе. Зато компактные внедорожники в России ждет перспективное будущее, чему способствуют несколько причин - их функциональность и проходимость, все те же не особо хорошие дороги и имидж. Последнему российские покупатели все чаще придают особое значение.

Что касается создания "народного" (дешевого) авто, то идея, считает эксперт "Российской газеты", - утопична. "Если современный автомобиль отвечает всем требованиям безопасности, комфорта и экологичности, то он не может стоить совсем дешево", - говорит он. В то же время в смысле доступности по цене "народными" авто в России вполне можно считать "Фольксваген", "Ладу", "Киа", цены на которые начинаются от 300 тысяч рублей. И при этом обладают набором безопасности и комфорта, заключает Удалов.

Тем временем

В России продолжается новый этап госпрограммы субсидирования автокредитов. В августе ею воспользовалось 44,6 тыcячи человек. Но на спросе это пока почти не сказалось - за месяц продано 232 тысячи машин, что на 10 процентов меньше, чем годом ранее, подсчитали в аналитическом агентстве "Автостат".

Зато выросли продажи автомобилей премиум-сегмента - 4,4 процента, до 125 тысяч. особенно отличились китайские марки: спрос вырос на четверть, хотя абсолютная величина все еще небольшая - 65 тысяч машин.

А всего с начала года россияне приобрели 1,8 миллиона легковых и легких коммерческих автомобилей - по сравнению с прошлым годом "недостача" достигла 131 тысячи машин. Падение составило 7 процентов. В сентябре производители обычно начинают повышать цены, требуя доплаты за машины "следующего модельного года". Но пока прайс-листы переписали только BMW, Audi и Mercedes, сообщает "Автостат".