Соавтором фильма можно назвать Комитет государственной безопасности. Председатель КГБ СССР Юрий Андропов предложил Юлиану Семенову написать роман о разведчике, разоблачившем секретные переговоры высшего руководства Рейха с Западом. Писатель был допущен к закрытым архивам, изучал дневники Геббельса, воспоминания Шелленберга, встречался с советником Даллеса Блюмом и генералом Вольфом, представлявшим на переговорах нацистов.
Создание фильма курировал первый заместитель Андропова, генерал Семен Цвигун - в титрах он обозначен как С.К. Мишин. Консультантом на съемочной площадке был полковник КГБ Георгий Пипия (в титрах Г.В. Колх). Цвигун однажды поинтересовался у директора картины Ефима Лебединского, который приглашал в массовку своих многочисленных родственников и знакомых: "У нас фильм про немецкую армию или про израильскую?"
Снятые серии Юрий Андропов, без санкции которого сериал не мог выйти на экраны, смотрел по ночам по четыре сразу - днем не было времени.
Второй раз КГБ вмешался в судьбу создателей картины после обвинения Микаэла Таривердиева, автора пронзительной музыки к фильму, в плагиате. Через несколько недель после премьеры на Всесоюзное радио позвонил мужчина, представился работником французского посольства и сообщил, что музыкальная тема "17 мгновений весны" скопирована с музыки Франсиса Ле к фильму "История любви". Одновременно в Союз композиторов СССР пришла телеграмма: "Поздравляю успехом моей музыки в вашем фильме. Франсис Ле".
В ресторане Союза композиторов Таривердиев встретился с советником посольства Франции по культуре и прямо спросил, звонили ли от них на радио. Ответ был отрицательным. Композитор попросил помочь ему связаться с Ле. "Нет проблем, - ответил советник. - Приезжайте к нам в посольство в два часа". Когда Таривердиев вернулся из ресторана домой, его посетили двое мужчин в штатском и отговорили ехать в посольство, пообещав помочь связаться с Ле. Через две недели Таривердиеву пришла телеграмма, в которой французский композитор категорически отрицал свою причастность к скандалу. Автора телеграммы и телефонного звонка не нашли.
Прототипом Штирлица стал советский агент в гестапо Вильгельм Леман (оперативный псевдоним Брайтенбах). До переговоров нацистов с американцами в 1945 году он не дожил - был разоблачен в 42-м и бесследно исчез. Зато 19 июня 1941 года Леман-Брайтенбах сообщил работавшему в Берлине сотруднику иностранного отдела НКВД Борису Журавлеву точное время начала войны.
До того как журнальный вариант романа "17 мгновений весны" увидела Татьяна Лиознова, Юлиан Семенов продал одноименный сценарий "Ленфильму". Незадолго до этого Лиознова отвергла семеновский сценарий "Бриллианты для диктатуры пролетариата". Но, прочитав "Мгновения" она решила, что этот фильм будет ставить.
- Я читала даты и чем больше я читала, тем больше у меня мороз по коже, - рассказывала Татьяна Михайловна. - Это история моей жизни, история Великой Отечественной войны, в которой я потеряла всех мужчин нашего рода, включая отца и трех маминых братьев. Это моя история.
Среди друзей Лиозновой имелись вернувшиеся в СССР разведчики-нелегалы. Они рассказали режиссеру о своей профессии то, что Лиознова назвала "ужасным, калечащим души": как разведчики были вынуждены лгать своим детям и как те мучились - а порой и погибали, - узнав правду.
- Поэтому мне было вдвойне интересно всмотреться в этого человека и понять, чем полна его душа. Тем более что Штирлиц был человек дважды закрытый: профессией и немецким мундиром, - говорила Татьяна Михайловна. Ее очень тронули слова Сталина из романа: "Что касается моих информаторов, то уверяю вас, они очень честные и скромные люди, которые выполняют свои обязанности аккуратно и не имеют намерения оскорбить кого-нибудь". Эту фразу Лиознова называла ключом к картине. Фраза подлинная, из письма Сталина Рузвельту.
Юлиан Семенов отозвал сценарий с "Ленфильма" и вернул полученные деньги. Сценарий Лиозновой не понравился, она снимала фильм по книге.
Книжный сюжет режиссер дополнила новыми эпизодами и персонажами - например, фрау Заурих, с которой начинается фильм. "Мне нужно было нарастить мир людей вокруг Штирлица", - объяснила режиссер. Но она умела и убирать. В первоначальном варианте знаменитой сцены встречи Штирлица с женой та появляется вместе с сыном. Мальчик играет клоуном с медными тарелками, одна отваливается и остается на столе, когда они уходят. Штирлиц подбирает тарелочку и носит ее в качестве брелока.
Сына Лиознова вырезала - по ее мнению, ребенок снизил бы эмоциональный накал сцены, оттянув внимание на себя. А тарелочка осталась - Штирлиц вертит ее в руках в первых сериях. О практике устраивать бесконтактные свидания с родными Вячеславу Тихонову рассказал разведчик-нелегал Конон Молодый.
Элеонора Шашкова сыграла уже более 50 ролей в кино и на сцене, но в памяти народной она останется женой Штирлица. Узнавать на улицах Элеонору стали лет через пять после выхода фильма, когда актриса приблизилась к возрасту своей героини.
В день ее съемки у Тихонова был выходной. Играть без партнера у Шашковой не получалось - ей надо было видеть глаза "мужа". Внезапно на площадке появился Вячеслав Васильевич и сел у камеры - ему интересно было взглянуть на свою "жену". На следующий день снимали Штирлица. "Без жены у меня ничего не получится", - сказал Тихонов.
Лиознова очень высоко ценила работу Шашковой и ее партнера - не Тихонова, а Евгения Лазарева, сыгравшего советского разведчика, с которым жена Штирлица входит в кафе и садится за столик. Потом Лазарев отходит к стойке.
- В этой картине есть две гениальных роли, за которые следовало бы дать отдельную премию. Обе сыграны без единого слова - это потруднее, чем сыграть Штирлица, - заметила Лиознова. - Как у этого парня играет спина! Каждым кусочком, каждой порой он ощущает, что там делается.
Во время съемок немой сцены Шашкова смотрела на Тихонова, а Лиознова подсказывала ей, что сейчас играть: как ты соскучилась по нему, как тяжело вам жить друг без друга, как ты беспокоишься за него, как страдаешь без него. Сцена свидания длится восемь минут - по кинематографическим меркам нонсенс. Зрители назвали ее самой запоминающейся в фильме.
Татьяна Лиознова хотела присутствовать в титрах как соавтор сценария, Юлиан Семенов был против. Микаела Таривердиева призвали в качестве третейского судьи и он принял сторону Семенова. Таривердиев принципиально не писал музыки к фильмам, где снимали Сталина. Лиозновой удалось его уговорить, он написал 12 песен на стихи Роберта Рождественского - по одной на каждую серию. В фильм вошли две композиции: героическая "Мгновения" и лирическая "Песни о далекой Родине".
"Мгновения" в картине исполняет Иосиф Кобзон. До него в качестве солиста пробовались Муслим Магомаев, Валерий Ободзинский, Валентина Толкунова - Кобзон пришел на прослушивание шестнадцатым. Лиознова попросила его спеть, как Штирлиц. Кобзон обиделся, но спел. Тут возникла новая проблема - певец был в ссоре с Таривердиевым. Во время записи вокруг студии были выставлены кордоны на случай появления композитора.
В титрах Иосифа Кобзона нет - их изготовили до того, как его утвердили.
Появившаяся в 2009 году цветная версия фильма на четверть короче черно-белой. Удалены эпизоды, не влияющие на сюжет, но создающие атмосферу сцен и характеристики персонажей. Из второй и девятой серий исчезли антиклерикальные пассажи. При переформатировании фильма в 16:9 произошла обрезка 20 процентов площади кадра.
- То, что сделали с картиной, - преступление, - считает Вячеслав Тихонов. - Это не та картина, в которой я участвовал. Это не та картина, которую снимали оператор Петр Катаев и художник-постановщик Борис Дуленков, это не та картина, для которой работали Таривердиев и Рождественский. И это ко всем нам не имеет почти никакого отношения.
Лиознова была более дипломатична: "Я сегодня посмотрела одну серию нового фильма "Семнадцать мгновений весны". Я ошеломлена, не скрою. Мне показалось, что я на съемочной площадке вновь! До такой степени достоверно переданы цвета. Поразительно… Я не понимаю: как это сделано?! Как можно было добиться таких результатов?! Наверное, это - чудовищный труд. Но будем надеяться, что зрители это оценят".
Роль Мюллера принесла Леониду Броневому всесоюзную популярность, звание Народного артиста и Государственную премию СССР. А пригласили его сыграть Гитлера: загримировали, сделали фотопробы - всем понравилось. Но воспротивилась жена Леонида Сергеевича Виктория: "Только не Гитлер!!! В крайнем случае, соглашайся на Мюллера…" Шефа гестапо предлагали сыграть Всеволоду Санаеву, но тот отказался категорически: "Я секретарь партийной организации "Мосфильма", поэтому фашиста играть не буду!" Во время съемок Виктория выучила две роли: Мюллера и Штирлица. Броневой репетировал дома, жена подавала реплики.
Нервный тик, когда Мюллер в сложных ситуациях дергает головой, подсказала Лиознова. Броневому сшили тесный мундир, воротник резал ему шею и он, вертя головой, старался как-то приспособиться к неудобной одежде. "Оставьте эту краску в самых нервных местах", - попросила режиссер. Нервную интонацию усилили эпизодом с заклинившим ящиком стола и другими.
Актер любит рассказывать анекдот про себя: Штирлиц выстрелил в Мюллера, пуля отскочила. Броневой, подумал Штирлиц.
Эпизод с совещанием у Шелленберга, когда глава СД гневно отчитывает подчиненных, идет без слов. Но во время съемки какой-то текст произносить надо было. Работа затянулись далеко за полночь и после команды "Мотор!" игравший Шелленберга Олег Табаков тоном недовольного начальника произнес: "Товарищи, это безобразие! Мы тут сидим до двух-трех ночи, пора уже этому положить конец!" Лиознова опешила, статисты замерли, но после команды "Стоп!" хохотала вся съемочная группа.
Сцену убийства Штирлицем агента СД Клауса (Лев Дуров) должны были снимать в Берлине. На собеседовании в специальной комиссии, которая проверяла всех выезжающих за рубеж, Льва Константиновича попросили описать флаг Советского Союза. "Черный фон, на нем белый череп и две перекрещенные берцовые кости. Называется "Веселый Роджер", - не моргнув глазом, выдал артист. Его предложили назвать столицы союзных республик и Дуров наобум назвал 15 русских городов.
За границу актера не выпустили с формулировкой "за плохое поведение", сцену убийства сняли в подмосковном лесу.
Большая часть натурных съемок была сделана в Прибалтике. Прогулку Плейшнера по Берну к проваленной явочной квартире снимали в Мейсене, небольшом городке под Дрезденом.Цветочную улицу и место встречи Штирлица с Борманом - в Риге. Медвежат в зоопарке, которыми любуется Плейшнер, сняли в Тбилиси. Баварские Альпы, где пастор Шлаг впервые встал на лыжи - в Бакуриани. Застенки Гестапо оборудовали в Бутырской тюрьме.
Съемки продолжались долго, а грудные дети растут быстро, поэтому их меняли. В сцене пыток задействовано сразу шесть младенцев, так как ребенку в присутствии матери полагалось находиться на съемках не более двух часов. В павильоне, где снимали раздетого ребенка на балконе, было очень жарко, поэтому дети улыбались и посапывали. Записать детский крик на площадке не удалось, звукорежиссеру пришлось ехать в детскую больницу.
Эсэсовские мундиры шили в генеральском ателье Минобороны, учитывая все мелочи: петлицы, крохотные значки. Несмотря на то, что фильм был черно-белым, необходимые детали позолотили, шнуры на аксельбантах сделали плетеными. На съемки в ГДР Штирлицу привезли 100 белых сорочек: стирать было негде и некому - костюмера не взяли из экономии.
В кадрах, где Штирлиц рисует картинки или выкладывает фигуры из спичек, сняты руки ассистента художника фильма Феликса Ростоцкого. У Вячеслава Тихонова на кисти левой руки вытатуировано "Слава". Заметная под любым гримом юношеская вольность мешала актеру и в фильме "Война и мир" - Андрея Болконского пришлось играть в перчатках.
Феликс Ростоцкий писал также телеграмму от имени профессора Плейшнера - у исполнявшего эту роль Евгения Евстигнеева оказался на редкость плохой почерк.
На вопрос Юлиана Семенова: "Слава, как тебе удается так прекрасно думать - я вижу, как ты думаешь на экране!" - Вячеслав Тихонов ответил: "Я прокручивал в голове таблицу умножения".
Разведчик Ким Филби сказал о Штирлице: "С таким сосредоточенным лицом он бы и дня не продержался".
|
Видео: Аврора/РИА Новости www.ria.ru |