Выездные выставки художественных произведений из собраний крупнейших музеев России не проходили в Смоленске много лет. Город был просто не в состоянии их принять из-за требований к оснащению и безопасности выставочных площадей, которые предъявляются организаторами подобных мероприятий. В 2006 году, правда, в Смоленске прошла выставка "Россия. Взгляд через столетия", где была представлена русская живопись XIX века из коллекции Государственного Эрмитажа, но разместилась она в зале производственного объединения "Кристалл", хорошо охраняемого предприятия по производству бриллиантов. Уже тогда стало ясно, что подобные мероприятия востребованы - за три месяца работы выставку посетили почти 30 тысяч человек, однако удачный опыт с тех пор не повторялся.
С открытием Культурно-выставочного центра имени Тенишевых, построенного к 1150-летию Смоленска, выставочная деятельность в регионе, возможно, вступила в новую эру.
- Нам удалось своевременно пообщаться со специалистами в организации крупных выставок и уяснить, как должен быть оснащен зал, - рассказал директор центра Игорь Корнеев. - Мы сумели уговорить подрядчика, строившего здание, в необходимости внести изменения в проектную документацию, и очень благодарны за то, что он согласился это сделать. Зато теперь в нашем зале можно проводить выставки произведений искусства из собраний крупнейших музеев мира.
Первым оценил выставочные возможности смоленского центра Государственный Русский музей, представивший в Смоленске выставку работ замечательного русского художника Архипа Куинджи. На ней представлено 32 работы, в числе которых "Ночное", "Дубы", "Радуга", "Вечер на Украине" (плюс портрет художника, выполненный Ильей Репиным). Самая знаменитая картина Куинджи "Ночь над Днепром", правда, осталась в Санкт-Петербурге, но зато обо всех остальных работах художника смоляне теперь могут составить собственное мнение, не выезжая за пределы города.
- Это редкое событие, чтобы картины Архипа Ивановича Куинджи в таком большом количестве выехали из Петербурга, - отметила научный сотрудник Русского музея, куратор выставки Галина Кречина. - И мне самой необычайно интересно смотреть на хорошо знакомые работы в другом помещении, в непривычной обстановке.
По словам Галины Кречиной, на 2014-15 год Государственный Русский музей разработал обширную программу передвижных выставок по стране. Проходить они будут в музеях, расходы по их организации частично возьмет на себе Министерство культуры РФ, частично - местные органы власти.
- Требования к оснащению выставочных площадей, конечно, есть, при транспортировке живописи, например, внимание уделяется соблюдению температурно-влажностного режима, - рассказала Галина Кречина. - Но опыт показывает, что крупные выставки в регионах, как правило, проводятся после проведения ремонтов зданий, установки новых систем освещения и сигнализации и так далее. Это выгодно местному музею, позволяет продемонстрировать новые возможности. Но главной задачей при организации выставки в регионе является все-таки поиск спонсора. Транспортировка произведений искусства - дело очень дорогое. Русский музей необходимыми средствами не обладает, региональные власти также не всегда в состоянии найти деньги, вот почему так важна поддержка, которую обещает Министерство культуры.
У выставки произведений Архипа Куинджи спонсор есть: глава АФК "Система" Владимир Евтушенков, выходец из Смоленской области, подарил смолянам эту возможность в честь 1150-летия города. Это обстоятельство позволяет Игорю Корнееву продавать билеты всего по 100 рублей - как на обычные мероприятия в стенах Культурно-выставочного центра имени Тенишевых. У выставки была неплохая реклама, в день ее открытия в зале можно было встретить немало приезжих из других городов области, и этому обстоятельству Игорь Корнеев придает большое значение: культурно-выставочный центр - он ведь не только для Смоленска, он для всего региона!