О создании такого "черного списка" говорится в письме регулятора за подписью его председателя Эльвиры Набиуллиной, которое на этой неделе ЦБ рассылает в кредитные организации, сообщают "Известия". В создаваемый ЦБ перечень российских компаний включены показатели, позволяющие идентифицировать компании: наименование, основной государственный регистрационный номер, а также идентификационный номер налогоплательщика.
Включенные в список резиденты разделены на две группы. К первой отнесены компании, каждой из которых иностранные контрагенты задолжали 80 процентов суммы платежей по контрактам. Во вторую группу входят предприятия, долг нерезидентов перед каждым из которых составляет 20-80 процентов общей суммы договоров.
Перечень будет направляться банкам территориальными учреждениями ЦБ. Эльвира Набиуллина указывает, что кредитные организации вправе отказывать компаниям из первой группы в заключении договора банковского счета, а также в проведении операций. Предприятия второй группы банки должны взять на повышенный контроль - сведения об операциях этих компаний должны направляться в Росфинмониторинг.
Как пояснил ранее "Российской газете" советник Института современного развития Никита Масленников, нелегальный отток капитала можно посчитать по статистике платежного баланса. Там он может проходить по статье "чистые ошибки и пропуски". Это не просто бегство капитала или уход в офшоры, а именно "черный" вывоз денег. По оценкам Масленникова, за 18 лет он составил примерно 160-180 миллиардов долларов. В прошлом году на графу "ошибки и пропуски" в оттоке капитала, по данным Центробанка, пришлось 10,4 миллиарда долларов. А самым большим этот показатель был в 2007 году - 13,3 миллиарда долларов, хотя в тот же год страна получила рекордный приток капитала в 80 миллиардов.
Американские исследователи основным способом нелегального вывода денег считают использование нашими фирмами дочерних компаний в Европе и офшорных зонах. А также вывод денег из страны под видом экспортно-импортных операций.
Главная причина ухода бизнеса в тень - высокая налоговая нагрузка на фонд оплаты труда, уверен вице-президент общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Николай Остарков: "Она для бизнеса запредельная. Если полностью платить налоги, то при нашей модели экономики предприятие через пару месяцев останется без оборотных средств". В пример часто приводят западные экономики, где налоговая нагрузка выше, чем в России. Но там предприятия постоянно подключены к дешевым кредитным линиям, а у нас они обескровлены высокими ставками, налогами и тарифами, сокрушается Остарков.