Родоначальником русского сыска является Иван Путилин, первый начальник сыскной полиции Петербурга. Он был не только деятельным организатором, но и талантливым сыщиком, о чем можно судить по рассказу выдающегося русского юриста Анатолия Кони.
В январе 1873 года в Александро-Невской лавре в своей келье был убит иеромонах Илларион. Когда обнаружили тело, в лавре начиналась торжественная литургия, посвященная 100-летию со дня рождения Сперанского. По сводами собора собрался цвет Петербурга, иностранные дипломаты, с минуты на минуту ожидали приезда государя. Поэтому осмотр места происшествия проводили без лишней шумихи. В нескольких метрах от гостей, в освещенной зимним солнцем келье судебный эксперт проводил вскрытие тела убитого монаха.
Прибыл Путилин. Он стал тихонько ходить по комнатам, посматривая туда и сюда, а затем, задумавшись, стал у окна, слегка барабаня пальцами по стеклу.
- Я пошлю агентов по пригородным железным дорогам. Убийца, вероятно, кутит где-нибудь в трактире, около станции, - сказал он Кони.
- Но как же они узнают убийцу? - поинтересовался тот.
- Он ранен в кисть правой руки, - убежденно сказал Иван Дмитриевич.
- Это почему?
- Видите этот подсвечник? На нем очень много крови, и натекла она не брызгами, а ровной струей. Поэтому это кровь не убитого, да и натекла она после убийства. Ведь нельзя предположить чтобы нападавший резал старика со свечкой в руках: его руки были заняты - в одной был нож, а другою, как видно, он хватал старика за бороду.
- Ну, хорошо. Но почему же он ранен в правую руку?
- А вот почему. Пожалуйте сюда к комоду. Видите: убийца тщательно перебрал все белье, отыскивая между ними спрятанные деньги и ценные бумаги. Вот, например, дюжина полотенец. Он внимательно переворачивал каждое, как перелистывают страницы книги, и видите - на каждом свернутом полотенце снизу - пятно крови. Это правая рука, а не левая: при переворачивании левой рукой пятна были бы сверху...
В тот же вечер убийцу арестовали в трактире на станции Любовь. Он был ранен в кисть правой руки.
Дело банды Митина, история которой легла в основу сериала "Место встречи изменить нельзя", расследовал Владимир Арапов, впоследствии начальник отдела по борьбе с тяжкими преступлениями МУРа.
Банда была образована в 1950 году, в ее состав входили 11 человек: отличники производства, спортсмены, комсомольцы. Руководил группировкой 23-летний Иван Митин, мастер смены на оборонном заводе, кавалер ордена Трудового Красного знамени. В течение трех лет банда устраивала вооруженные налеты на чайные, магазины и сберкассы Действовали жестоко и дерзко: любой оказавший сопротивление или просто вставший не вовремя получал пулю. Жертвами "стахановцев" стали и несколько милиционеров.
Погубили налетчиков две ошибки Вячеслава Лукина - вне банды студента МАИ, спортсмена и комсомольского активиста. Во время ограбления сберкассы в Мытищах раздался телефонный звонок - кассирша успела нажать кнопку сигнализации. "Это сберкасса?" - спросил дежурный из отделения милиции. "Нет, стадион", - ответил Лукин и бросил трубку.
Арапов сразу обратил внимание на странную оговорку грабителя. Он сопоставил точки налетов и обнаружил, что все они происходили у спортивных объектов. МУРовец задумался: вокруг стадионов всегда много народу, никто не обратит внимания на группу молодых парней. А налетчики, судя по описаниям - молодые спортивные ребята... Части головоломки сложились в картинку. Арапов дал команду местным отделениям милиции обращать внимание на все необычные события у стадионов.
Ждать пришлось недолго. От избытка энергии и денег Лукин решил покуражиться. Выпив с друзьями у красногорского стадиона, он укатил бочку с пивом, а когда продавщица пригрозила вызвать милицию, выкупил емкость и стал угощать всех желающих. Среди тех, кто с готовностью окружил парня, был и Владимир Арапов.
На стадионе стали дежурить оперативники и агенты в штатском. Вскоре они взяли на заметку Митина, с которым был неразлучен Лукин. По следу на снегу определили, что его ботинки оставляют рисунок, схожий с отпечатком внутри калоши, брошенной в ограбленной сберкассе.
В феврале 1953 все члены банды были арестованы. Суд признал их виновными в 28 разбойных нападениях и 11 убийствах. Митина и еще одного бандита приговорили к расстрелу, Лукин получил 25 лет.
В 1982 году пермский город Кунгур охватил ужас - у железнодорожного полотна начали находить обнаженные тела изнасилованных и жестоко убитых девушек. Их вещи были развешаны вокруг на кустах. Поимкой маньяка руководил начальник пермского угрозыска Яков Вагин.
Были проверены все судимые в Кунгуре и окрестностях, но результатов это не дало. Как потом выяснилось, судимый в молодости за кражу убийца Николай Гридягин уезжал из города, а когда вернулся, прописываться не стал. Во время одного из грабежей он забрал чужой паспорт, вынул оттуда страницы с адресом и вставил в свой.
- Собаки брали след, но заводили то в ледяную пещеру, то в другое место, то в третье. Переодели мужчин женщинами и пустили гулять в местах, где совершались нападения - тоже без толку, - рассказывал Вагин. - Тогда стали плясать от железнодорожной насыпи. Неподалеку находилась войсковая часть, оттуда оперативники круглосуточно наблюдали за путями через артиллерийский прицел ночного видения. И однажды Гридягин вышел на железную дорогу с биноклем.
Подозрительного мужчину задержали, у него дома нашли расписанную фосфором маску, в которой он нападал на жертв. Мечтой Гридягина было фотографировать обнаженных женщин, а снимки продавать в близлежащую колонию. Но девушки, с которыми он знакомился на улице, совсем не хотели раздеваться и позировать. Тогда Гридягин ожесточился и начал убивать.
Суд приговорил его к 15 годам, после многочисленных протестов срок был заменен на расстрел.
В 80-х годах Москву взбудоражила серия дерзких ограблений известных персон. У вдовы Алексея Толстого преступники украли уникальную бриллиантовую брошь в виде лилии, некогда принадлежавшую Людовику XIV, у дрессировщицы Ирины Бугримовой пропала оставшаяся от родителей коллекция драгоценностей. Расследованием обоих преступлений занимался оперативник МУРа Алексей Пель-Дмитриев.
Грабителя поймали быстро - им оказался Толя Бец, легендарный вор-домушник из Кишинева. Просидев в Бутырской тюрьме больше года, он рассказал следователю, что спрятал брошь в старом доме в Баку. Когда его вывезли в Азербайджан и привели в указанный дом, Бец выпрыгнул из окна второго этажа и был таков.
Расследование пришлось начинать заново. Милиционеры выяснили, что Людмила Толстая редко щеголяла в фамильных драгоценностях, но накануне ограбления надела их на прием в румынском посольстве. Проверив присутствовавших на приеме, оперативники заподозрили Бориса Буряцэ, артиста цыганского театра "Ромэн".
Втершийся в доверие к Буряцэ агент присутствовал на совещании, где готовилось ограбление богатой квартиры. Родственник одного из заговорщиков работал в милиции - он отключил сигнализацию. Двое мужчин подъехали к дому на Котельнической на фургоне и внесли в подъезд огромную елку. Консьержке они объяснили, что это подарок артистке и таким образом беспрепятственно попали в квартиру.
Сыщики понимали, что продать бриллианты дрессировщицы в СССР нереально. На всех пограничных пунктах был введен особый таможенный режим и через два дня в аэропорту Шереметьево задержали мужчину, в полу пальто которого был вшит мешочек с тремя самыми крупными бриллиантами из коллекции Бугримовой. Еще через несколько дней были арестованы все члены банды похитителей драгоценностей.
Буряцэ признался в том, что снабжал воров информацией, и получил пять лет. Вскоре его закололи "заточкой" в колонии. По неофициальной информации, его убийцы выполняли заказ с воли.
Квартира Людмилы Толстой находилась на Спиридоновке, рядом жил и Леонид Брежнев. В его квартире Пель-Дмитриев побывал в связи с кражей у главы государства обоев.
- Во время ремонта малярши украли какие-то необыкновенные обои тисненой кожи и продали. Когда мы вышли на новых хозяев, те обои уже на стены наклеили, - рассказал оперативник. - Мы не знали, что делать - не сдирать же... Взяли с хозяев расписку, что те обязуются сохранить обои до решения суда. А малярш посадили - нельзя у первого лица государства обои воровать.
Андрей Сибиряков отличался крайним малодушием - он даже побоялся признаться жене, что его уволили с работы за прогулы. По утрам он уходил из своей квартиры в Пушкине и часами слонялся по Царскому селу. Как-то пришел к месту, где был похоронен Григорий Распутин. "В тот момент я почувствовал, что достоин в жизни большего", - рассказал Сибиряков на следствии. Потом он еще не раз приходил к могиле Распутина, получая "энергетическую подпитку".
Несовершеннолетним Андрей получил срок за хулиганство. С таким послужным списком и крайним нежеланием работать он мог устроиться разве что чернорабочим на стройку. Он и устроился, получил робу и больше на работу не являлся. В спецовке он ходил по квартирам, представляясь работником "Ленэнерго". Если дома оказывалась одинокая женщина, Сибиряков убивал ее и грабил квартиру. Однажды он убил двух старушек, оказавшихся в квартире, в другой раз жертва осталась жива - нож наткнулся на брошку и сломался. Во время еще одного нападения Андрея спугнули и он убежал.
Дело было в 1988 году, о серийном убийце рассказали в программе "600 секунд". Опьяненный славой Сибиряков написал анонимное письмо в ГУВД Ленинграда и потребовал 50 тысяч рублей за прекращение нападений. Ответ он предложил дать по телевидению. Вечером Александр Невзоров в очередном выпуске передачи произнес: "Тому, кто написал письмо. Руководство Ленинградского ГУВД согласно с вашими условиями. Позвоните по указанному телефону".
На следующий день Андрей позвонил в милицию и договорился о встрече на железнодорожной платформе "Проспект славы". Одетый в строительную робу и каску Сибиряков пришел на место встречи, выхватил деньги из милицейской машины и бросился бежать.
- Он пересек железнодорожные пути перед идущим поездом, рассчитывая отсечь милиционеров. Но с другой стороны тоже дежурили наши сотрудники, которые бросились в погоню. Они заметили подъезд, в который вбежал убийца, и блокировали его, - рассказал сотрудник ленинградского угрозыска Александр Малышев. - Вскоре переодевшийся в подвале Сибиряков попытался выйти и был задержан.
В его квартире обнаружили большинство украденных вещей, у соседей изъяли золотые украшения, который он успел продать. Сибирякова расстреляли.