Более половины портфеля микрофинансовых организаций (МФО) составляют кредиты малому и среднему бизнесу (МСБ).
При этом чаще всего МФО работают там, где банков нет либо предприятия МСБ не могут рассчитывать на кредит из-за уровня риска (как правило, это начинающие предприниматели), отметил президент Российского микрофинансового центра (РМЦ) Михаил Мамута на прошедшей сегодня презентации исследования "Рынок займов для малого и среднего бизнеса: банки vs. микрофинансовые организации".
Оно было подготовлено МСП Банком совместно с компанией "Финотдел" и Российским микрофинансовым центром (РМЦ). По данным экспертов, средний размер займа МФО для бизнеса составляет 300 тысяч рублей, 24% портфеля составляют займы более 600 тысяч рублей (при том, что максимальная сумма, согласно законодательству, не может превышать 1 млн рублей), 16% - ровно 1 млн рублей. Средний размер микрокредита банка предприятию МСБ, по данным исследования, составляет 750 тысяч рублей.
По отраслевой структуре микрокредиты банков и микрозймы МФО практически не отличаются - по-прежнему более 50% занимают ссуды, выданные торговым предприятиям.
На втором месте - предприятия сферы услуг, на третьем - промышленные предприятия. А вот по размерам компании, обращающиеся в банки и в МФО, значительно различаются, рассказала руководитель Аналитического центра МСП Банка Наталья Литянская. По ее словам, за микрозаймами обращаются компании со средней численностью занятых 2-3 человека и оборотом 1,5 млн рублей в год. В банки же приходят более зрелые предприятия - среднее число сотрудников 8 человек и годовой оборот 12 млн рублей.
По словам гендиректора компании "Финотдел" Екатерины Сидоровой, 96% обращающихся в компанию за займами бизнесменов - это индивидуальные предприниматели. Она отметила, что это связано с небольшими размерами займов, которые нужны ИП, а также с упрощенной отчетностью, которой недостаточно для банка. Хотя, добавила эксперт, в ряде случаев индивидуальные предприниматели оформляют на себя кредиты в банках как физические лица.
Эксперты также обратили внимание на то, что в МФО ставки традиционно выше, чем в банках. Это связано с более дорогой стоимостью фондирования для МФО. Чтобы улучшать ситуацию в этом сегменте, очень важна господдержка, отметил Михаил Мамута - более дешевое фондирование, в том числе по программа минэкономразвития и через МСП Банк, помогает МФО предоставлять конечному потребителю и более дешевые займы.
Особенно важно это для неторговых предприятий, где рентабельность не позволяет брать займы под высокие ставки. Зампред правления МСП Банка Олеся Теплоухова рассказала, что на сегодня банк направил уже 4 млрд рублей на поддержку кредитования предприятий МСБ через МФО, а в стратегии банка до 2016 года эта сумма должна достичь 16 млрд рублей.