Эксперты спорят о существовании VIP-залов в аэропортах

На международных авиарейсах в пунктах пропуска через границу сегодня действуют пять залов официальных лиц и делегаций - по одному в аэропортах Москвы (Шереметьево, Домодедово, Внуково), в Санкт-Петербурге (Пулково) и в Сочи. Об этом "РГ" рассказал пресс-секретарь Управделами президента Виктор Хреков.

Хватит ли их на всех депутатов и сенаторов, которых минфин хочет отлучить от VIP-залов, и какие еще возможны варианты? С этим решили разобраться корреспонденты "РГ".

Минфин, напомним, предлагает не оплачивать из федерального бюджета использование членами Совета Федерации и депутатами Госдумы VIP-залов в аэропортах и на железнодорожных вокзалах. Аргумент - по закону для бесплатного обслуживания этой категории организаций предусмотрены так называемые залы официальных лиц и делегаций (ЗОЛД). По оценкам экспертов, за пользование VIP-залами парламентарии ежегодно тратят около 100 миллионов казенных рублей. В ответ законотворцы обеих палат хотят проанализировать, сколько в аэропортах и на вокзалах страны существует залов для официальных делегаций, сколько VIP-залов и чем они отличаются от бизнес-залов аэропортов.

Проблема в том, что залов, в которых бесплатно обслуживаются официальные лица, утвержденные специальным перечнем должностей Управделами президента, всего пять. В перечне, уточнил Хреков, несколько десятков должностей. Это глава государства и его помощники, председатель правительства, депутаты и сенаторы, сотрудники аппаратов Думы и Совета Федерации, федеральные министры и руководители агентств и служб, сотрудники администрации президента РФ и аппаратов министерств и ведомств, дипломаты, военные чины, судьи Верховного, Конституционного и Высшего судов, Генеральный прокурор, губернаторы.

По словам Виктора Хрекова, залы официальных лиц и делегаций принадлежат Управлению делами президента РФ. Их деятельностью руководит ФГУП "Президент-Сервис", которое входит в структуру Управделами. Эксплуатация ЗОЛДов считается одной из государственных функций. Для этого ежегодно на счета соответствующих федеральных государственных органов и организаций направляются бюджетные ассигнования и используются впоследствии при оплате командировок, включающих ЗОЛД-услуги.

В залах установлен особый режим безопасности. Пассажиры в ускоренном режиме проходят так называемое "досамолетное обслуживание" - таможенный, санитарный и паспортный контроль, в связи с чем могут прибыть к рейсу не как все, а за 10-15 минут до взлета. Для них, кроме того, организована персональная доставка до борта самолета и другие полезные сервисы. Смысл - не тратить время на предполетные формальности.

На внутренних авиалиниях, во всех других аэропортах России, такого рода залов для официальных лиц сегодня нет. Зато действуют VIP-залы, чисто коммерческие предприятия, зарабатывающие на подобных эксклюзивных услугах премиум-класса. "К Управделами президента VIP-залы не имеют никакого отношения", - подчеркивает Хреков. Это примерно то же самое, если бы депутаты не использовали положенное по закону служебное жилье, а снимали бы эксклюзивное за счет государства. Впрочем, такая аналогия не совсем корректна, ведь гособслуживание на авиарейсах внутри страны для депутатов и сенаторов вообще не предусмотрено. И они просто вынуждены пользоваться услугами коммерсантов.

До того, как в 1996 году по указу президента страны в России были узаконены пять залов официальных лиц и делегаций, во всех остальных российских аэропортах еще с советских времен действовали "залы для приема официальных делегаций" или, как их еще называли, "депутатские залы". С коммерциализацией аэропортов на базе этих помещений стали возникать коммерческие VIP-залы, которыми вынуждены пользоваться внутри страны во время служебных командировок депутаты и сенаторы. Ведь только VIP-залы в данном случае предлагают своим клиентам ускоренное "досамолетное обслуживание". Что, кстати, сегодня незаконно. Отдельные пункты таможенного досмотра и пограничного контроля можно устанавливать только в ЗОЛДах.

При этом компании в аэропортах сегодня активно развивают бизнес-залы.

Ими депутаты также пользуются, их услуги включены в бюджетные расходы. Но и здесь есть один нюанс: в этих залах уже нельзя проводить встречи и совещания, поскольку в них закрыт путь для тех, у кого нет билета на самолет. У проблемы, считают эксперты, есть два пути решения. Либо расширять систему бесплатных ЗОЛДов для официальных лиц и делегаций на всех внутренних авиарейсах. Но это потребует огромных средств из бюджета. Либо прописать в законе право пользования VIP-залами депутатов и официальных лиц, выполняющих служебные обязанности.

Особое мнение

Александр Починок, профессор кафедры теории и практики взаимодействия бизнеса и власти НИУ "Высшая школа экономики":

- Когда в Россию приезжает глава другого государства, его, безусловно, надо встречать на соответствующем уровне, и для этого залы официальных делегаций (ЗОЛД) нужны. Однако по большому счету нам нужен один правительственный аэропорт с таким залом и, может быть, несколько залов в других городах, куда руководители других государств могут приезжать.

Я считаю, что депутату или сенатору при перелетах услуг бизнес-зала вполне достаточно. Более того, они априори входят в стоимость билета бизнес-класса. И даже если не входят, то если депутат, проживающий пусть и в самом ближнем к Москве регионе, все равно в год пролетает более 50 тысяч миль. А по достижении этой цифры в любой авиакомпании бизнес-зал предоставляется по умолчанию. Даже если эти 50 тысяч миль человек провел в кресле салона экономкласса.

При этом я лично считаю, что бизнес-залы гораздо лучше VIP-залов, так как в них оказывается больше услуг за меньшую цену. Причина, кстати, и в том, что в одном аэропорту может находиться несколько бизнес-залов, принадлежащих разным юридическим лицам, которые конкурируют друг с другом. Кстати, хочу сказать, что в большинстве бизнес-залов есть залы для совещаний, где можно спокойно уединиться и обсудить необходимые вопросы. Стоимость обслуживания и в тех, и в других по России колеблется сегодня от 3 до 6 тысяч рублей, но может быть и выше этого предела. Могу отметить, что за границей бизнес-залы в массе своей лучше наших VIP-залов, более того, последних там практически и нет. При этом европейские по количеству и качеству оказываемых услуг хуже тех, которые расположены в аэропортах стран Азиатско-Тихоокеанского региона, например.

Тарас Фомченков

А как у них?

Германия

Как рассказал "РГ" представитель министерства внутренних дел ФРГ, главе ведомства VIP-зал не нужен. Министр имеет особую степень обеспечения безопасности, и его всегда сажают и забирают из самолета в окружении эскорта телохранителей перед самым вылетом. Такие же правила действуют для канцлера и министра иностранных дел. Министр финансов Вольфганг Шойбле, однако, пользуется VIP-залами аэропортов, поскольку у него есть серьезная причина - он вынужден передвигаться на инвалидной коляске.

Залы VIP есть у всех авиакомпаний и у всех крупных аэропортов Германии. Тем, кто летит бизнес-классом, авиакомпания предоставляет право пользоваться залом VIP, поскольку это входит в стоимость билета. Летать бизнес-классом без ограничений имеют право госслужащие с парламентскими обязанностями (иными словами, народные избранники, каковыми являются все депутаты бундестага и министры). Все остальные чиновники должны выбирать самый дешевый способ передвижения, иными словами, если по воздуху, то только в "экономическом" салоне. Насладиться бизнес-классом чиновники имеют право, лишь если полет длится более четырех часов. Поскольку в маленькой Германии таких длинных маршрутов не найдешь, речь в этом случае идет только о заграничных путешествиях. Как рассказал "РГ" представитель аэропорта Франкфурта-на-Майне, разовое использование зала, принадлежащего аэропорту, а не авиакомпании, стоит около 300 евро. Зато и сервис соответствующий: регистрацию производят сотрудники аэропорта, досмотр проходит индивидуально, и к самолету пассажира доставляют на машине прямо перед отправлением. В зале есть бесплатные напитки, еда, телевизор и газеты. Таким VIP-залом могут пользоваться все пассажиры независимо от авиакомпании и вида билета, в том числе и чиновники. Однако издержки по использованию такого VIP-зала могут возмещаться только при доказательстве особой необходимости.

Британия

В Управлении британской авиации, заведующим всем хозяйством аэропортов Соединенного королевства, включая VIP-залы, сначала корреспондента "РГ" попросили минуточку подождать, а потом (вероятно, посовещавшись с вышестоящими) ответили, что информация по VIP-залам носит закрытый характер. Не ответили на данный вопрос и в секретариате кабинета министров, где о порядке обслуживания госчиновников высокого ранга знают вроде как все. Не ответили и в палате общин. В приватном порядке источник в британском парламенте пояснила: автоматического права обслуживаться бесплатно в VIP-залах аэропортов парламентарии, скорее всего, не имеют. Если речь идет о служебной командировке, это одно дело, а о поездке в отпуск - совсем другое.

Что касается чиновников с министерскими портфелями и прочих госслужащих высшего государственного ранга, то из соображений безопасности они при поездках любого рода бесплатный доступ в VIP-залы, надо полагать, как было подчеркнуто, имеют. Любопытно отметить, что Британия остается одной из немногих стран, где глава государства и глава правительства не обзавелись своим "бортом номер один", летая на чартерных рейсах "Бритиш Эрвейс". При этом в ряде случаев госчиновники высокого ранга используют и обычные пассажирские рейсы. Хотя британские спецслужбы настоятельно рекомендуют своему премьеру обзавестись "бортом номер один", хотя бы из соображений госбезопасности. Связь между главой правительства и главами спецслужб не должна прерываться на те подчас долгие часы, когда первое лицо находится между небом и землей. ОднакоДэвиду Кэмерону доводилось летать в отпуска и на бюджетных авиалиниях. О каких VIP-залах тогда вообще может идти речь?

Италия

Депутаты и сенаторы летают через VIP-залы. Минимальная зарплата парламентария составляет 7,8 тысячи евро, к которой прилагается огромный "букет" из всевозможных привилегий, благодаря которым месячный доход возрастает до 18 тыс. евро. К этому стоит также присовокупить длинный список из бесплатных благ. Среди них неограниченный доступ в VIP-залы в аэропортах. Кстати, один вход в Италии в VIP-зону стоит в среднем 20 евро, но можно также приобрести абонемент на пять проходов за 75 евро.

Ольга Дмитриева, Нива Миракян, Анна Розэ