Краснодарский краевой суд, где с прошлой осени с участием присяжных слушается дело шестерых членов ОПГ "Цапковские", подошел к завершающей стадии громкого процесса - прений. Сначала анализ доказательств перед присяжными представила сторона обвинения. По мнению прокуратуры, в суде была полностью доказана вина шестерых подсудимых в серии инкриминируемых им особо тяжких преступлений, в том числе в семи убийствах, происшедших до массовой резни в доме Аметовых, где утром пятого ноября 2010 года были обнаружены 12 истерзанных тел, четверо из которых - дети. Гособвинитель Виктор Антипов привел поразительный факт: после этого злодеяния его участники отбыли на зарубежные курорты, а детоубийцу Игоря Черных отправили по святым местам - замаливать грехи.
Родные и близкие погибших говорили эмоционально, некоторые не могли сдержать слез. "Присяжные, от вас зависит, выйдут ли эти люди на свободу или нет. Они заслуживают смертной казни, и прошу вас признать их виновными", - сказала потерпевшая Светлана Сребная (в доме фермера Аметова убили ее дочь и внука). Ее супруг, Владимир Сребный, сокрушался, что так и не дождался раскаяния подсудимых. "Чего им не хватало? Денег? Денег у цапковских было больше, чем у всех в Кущевке. Им не хватало власти? Так у них вся станица была в подчинении. А кто не подчинился, тот лежит на кладбище", - сказала Виктория Костюк (в доме Аметовых у нее убили дочь и девятимесячную внучку).
А вот по мнению стороны защиты, за решеткой "сидят невинные люди". Мол, Сергею Цапку незачем было кого-то грабить и убивать, ибо семейная фирма давала миллиардную прибыль. А охранным агентством и бронированными машинами он обзавелся исключительно для того, чтобы обезопасить собственный бизнес. На дом Аметовых напали другие, причем убивать они пришли вовсе не хозяина, а его гостя - крупного ростовского предпринимателя. Иная у него версия и по поводу времени убийства: не вечером, а утром следующего дня, когда пострадавшие пришли в беспомощное состояние, надышавшись угарным газом.
Присутствующие в зале суда родственники убитых эмоционально реагировали на выступление защитника. Присяжные молча слушали, некоторые делали записи. А в пятницу разразился скандал: одного из заседателей заподозрили в подкупе. Председательствующий судья зачитал заявление, поступившее от потерпевшей Ольги Богачевой, видевшей, как молодой человек, которого она замечала в окружении охраны супруги подсудимого Сергея Цапка, передал присяжной "сверток светлого цвета". Встреча происходила в перерыве заседаний, недалеко от здания краевого суда. Присяжная подтвердила, что в этот день действительно встречалась с молодым человеком, "передавшим конверт с квитанциями об оплате квартиры".
Сторона обвинения заявила ходатайство об отводе присяжной, адвокаты и подсудимые были категорически против. "Женщина все объяснила, у нас нет основания не верить присяжной, больше мы не верим потерпевшей", - заявили защитники. "Присяжные, теперь вас третируют, как мучили нас", - выкрикнул из стеклянной клетки Сергей Цапок.
Поскольку присяжная своими действиями вызвала "определенные сомнения", судья ходатайство удовлетворил. Обращаясь к остальным заседателям (их осталось 18 - 12 основных и шесть запасных), Владимир Кульков попросил их быть бдительными. "Если столкнетесь с попыткой воздействия на вас, сразу обращайтесь к суду", - сказал он.
Все эти судейские страсти происходят на фоне сериала, основанного, как написано в титрах, "на реальных событиях". В станице Кущевской его смотрят с особым чувством. И судя по проведенному журналистами опросу, большинству местных жителей "кино не нравится".
- Взяли нашу фактуру, которая до сих пор болью отдается в людях, и навертели что-то совсем другое - и в характерах, и в сюжете, - считает редактор газеты "Кущевская: наше время" Алена Архарова. - Но самое главное: здесь все ждут решения суда над Цапками, а в фильме главный обвиняемый изображен чуть ли не героем. Как можно тут говорить об отсутствии давления на присяжных? Вот, что беспокоит.
- В фильме не хватает внутреннего стержня, на который были бы нанизаны все факты и события, не хватает правдивости, - говорит ответственный секретарь районной комиссии по делам несовершеннолетних Светлана Пташникова. - Не поняли авторы фильма саму суть событий, преподнесли с собственной точки зрения, а мы-то с вами знаем, как на самом деле все было.
Заместитель главы Кущевского сельского поселения Николай Клевцов и вовсе категоричен.
- На экране все перевернуто с ног на голову, - считает он. Якобы прототипы наших цапков для людской пользы стараются, а разучившийся работать народ их не понимает и не ценит. Преподнесено так, что сама жизнь заставила их заниматься криминалом. Не удивлюсь, если этот фильм - стопроцентный заказ цапковской группировки.
Похоже, в стремлении максимально использовать идущий суд как информационный повод для подъема всероссийского рейтинга своего сериала, федеральный канал решил сбросить со счетов такую "мелочь", как влияние телепоказа на присяжных. А ведь ни для кого не секрет: телевизор сегодня не только несет информацию или развлекает, но и формирует наше представление о жизни, поэтому способен внушить людям определенное мнение. В данной ситуации это не просто тревожит, но и пугает.