О такой тенденции говорится в статистике исследовательского холдинга "Ромир". На вопросы социологов отвечали совершеннолетние россияне как из городов, так и из сельской местности.
Сильно увеличилось количество граждан, которые перестали бояться серьезных покупок, говорится в исследовании. Так, например, в марте о том, что они ничего крупного в последнее время не приобретали, заявляли 32 процента опрошенных. Тогда замедлилась динамика покупок автомобилей, мебели и бытовой техники. В сентябре количество таких людей снизилось уже до 22 процентов.
Что же по осени начали покупать россияне? По данным "Ромир", в два раза выросли расходы на приобретение одежды. В марте ее покупали 19 процентов респондентов, а в сентябре - уже 38 процентов. Еще крупнее стало количество желающих потратиться на отдых: 19 процентов в сентябре против 8 процентов в марте. И, наконец, число покупателей бытовой техники поднялось за полгода с 6 до 11 процентов.
Но некоторые траты россиян за последние шесть месяцев выросли очень незначительно, продолжают в "Ромир". В первую очередь это касается услуг платной медицины, образования, покупки квартир, мебели и ювелирных изделий. В этом сегменте число покупателей увеличилось от силы с 1 до 3 процентов.
Доля семей, купивших за последние полгода автомобиль, остается стабильной - 8 процентов.
"Закономерно, что в сентябре начинают покупать больше, чем в марте. Это ежегодная тенденция, связанная с сезонностью", - комментирует главный экономист АФК "Система" Евгений Надоршин. Поэтому удивительной назвать такую статистику, по мнению нашего эксперта, нельзя. "Однако россияне действительно в первой половине 2013 года тратились на товары и услуги осторожнее, чем во второй. Уже в мае-августе доля расходов на товары и услуги начала повышаться", - говорит Надоршин.
Кстати
По данным "Ромир", в следующие полгода на первом месте по предпочтениям у россиян снова будет стоять одежда. Ее собираются покупать 37 процентов опрошенных. Услуги платной медицины - на втором месте. Подлечиться за деньги собираются 19 процентов респондентов. А на третьем месте - отдых. Отвлечься от работы намерены 15 процентов опрошенных россиян.