Спецавтомобиль КГБ и другие факты о 21-й "Волге"

56 лет назад с конвейера Горьковского автозавода сошла первая 21-я "Волга" - автомобиль, ставший культовым в СССР и постсоветской России. Мы собрали семь интересных фактов о легендарной машине.
Люксовый хром

"Волга" выпускалась в двух вариантах оформления: обычном и улучшенном. Последнее в водительской среде называлось "люксовый хром". На первой серии (1957-1959) это был поясной молдинг из хромированного силумина и подоконные вставки из нержавеющей стали. Во второй серии "Волг" (1959-1962) к ним добавились блестящие оклады лобового и заднего стекол и хромированная решетка радиатора (обычная красилась в цвет кузова).

Наконец, третья серия (1962-1970) в улучшенном оформлении имела блестящие молдинги по верху крыльев и фигурные надписи "Волга" на боковинах передних крыльев. При помощи богатого декора Горьковский автозавод пытался привлечь внимание зарубежных покупателей к устаревающей машине.

В экспортном исполнении на "Волгу" помимо красивой отделки устанавливался форсированный до 85 лошадиных сил двигатель. По спецзаказу "люксовым хромом" на заводе можно было оснастить любой автомобиль, а уж при реставрации и подавно. Поэтому сейчас существует масса гибридов: например, "Волги" второй серии с решеткой радиатора от первой - ее украшала чрезвычайно популярная среди коллекционеров звезда.

Volga Diesel

В Антверпене по инициативе бельгийского дилера "Волги" была организована сборка автомобилей из горьковских машинокомплектов с английским дизельными двигателем. Сначала это был 48-сильный мотор Perkins, затем в силу явной малосильности его заменили на 65-сильный Rover. На крышку багажника таких машин устанавливался шильдик Volga Diesel.

Та же фирма в конце 50-х годов заказала кузовному ателье Chia из Турина рестайлинг ГАЗ-21. Итальянцы сделали радиаторную решетку более американистой: во всю ширину автомобиля, собранной из тонких горизонтальных молдингов. В остальном дизайн остался советским.

Вези меня, олень

Самым желанным для коллекционеров "волговским" украшением является накапотная фигурка оленя - символа Нижегородской области. Она не просто красива и задает тон всему летящему облику автомобиля, но и крайне редка. В 1958 году фигурку перестали устанавливать на капот из соображений безопасности, заменив ее "каплей" - травмобезопасной обтекаемой накладкой. Кроме того, олень был самым популярным предметом у автомобильных воров.

В 1962 году с капота убрали и каплю, а гаишники во время прохождения техосмотра заставляли владельцев "Волг" снимать уцелевших оленей. Поэтому сейчас новодельная фигурка стоит 15 тысяч рублей. Аутентичных оленей - с облупленным хромом, а то и без задних ног, - люди ищут годами. Кстати, для установки фигурки подходит лишь капот первой серии "Волги", на котором есть ярко выраженная ось симметрии. У более поздних выпусков капоты плоские.

Машина - зверь

С этими словами в 2005 году Владимир Путин пригласил Джорджа Буша за руль "Волги" цвета слоновой кости и 1957 года выпуска. Во время реставрации на Горьковском автозаводе в президентский автомобиль оснастили автоматической трансмиссией и литыми дисками, салон вместо штатного кожзаменителя обтянули бежевой кожей, на капот установили хромированного оленя.

Путин объяснил Бушу, как управлять автомобилем, и тот сделал пару кругов по резиденции в Ново-Огарево. За год до этого Буш прокатил Путина на пикапе по своему ранчо в Кроуфорде.

Догонялка

На базе "Волги" была сделана ГАЗ-23, спецмашина для КГБ. Официально она называлась "машина сопровождения", в просторечии - "догонялка". Двигатель V8 от "Чайки" объемом 5,5 литра не помещался под капотом, поэтому его устанавливали с наклоном на два градуса и большой точностью, чтобы не задевал при работе другие детали.

На "догонялку" вернулась автоматическая коробка передач - на обычных "Волгах" ее установили лишь на полторы тысячи машин из первых выпусков. Был значительно усилен кузов, для улучшения сцепления ведущих колес с дорогой в багажники некоторых машин устанавливался балласт.

На ГАЗ-23 имелся гидроусилитель руля, отсутствовавший на базовой модели, усиленная подвеска и иная решетка радиатора. Спецавтомобиль разгонялся до 100 километров в час за 16 секунд (обычная "Волга" - за 34), максимальная скорость составляла 170 км/ч. Всего было собрано 603 таких машины.

Звезда экрана

"Волга" - один из самых киногеничных советских автомобилей. Синхронный разворот трех "Волг" в "Мертвом сезоне" был выполнен на ГАЗ-23 - у обычных "Волг" на такой маневр не хватило бы мощности. Пронзительный роман героев Татьяны Дорониной и Олега Ефремова в картине "Три тополя на Плющихе" тоже разыгрывается в салоне ГАЗ-21.

Наконец, "Берегись автомобиля" можно считать не только одной из самых ярких советских кинокомедий, но и рекламным фильмом ГАЗ. Помните, как Юрий Деточкин летит по шоссе под бессмертный вальс Андрея Петрова? Современным клипам до них далеко.

Во всех приведенных выше фильмах, а также в "Бриллиантовой руке" снимался один и тот же автомобиль, мосфильмовская "Волга". В "Мертвом сезоне" она была занята в обычных сценах, от погони в "Берегись автомобиля" уходил каскадер на специально подготовленной машине.

Место в истории

Последняя 21-я "Волга" сошла с конвейера горьковского завода 15 июня 1970 года. Это был автомобиль антрацитового цвета модификации ГАЗ-21УС - с улучшенным оформлением. Прямо с конвейера он направился в заводской музей.

 

 

 

 

 

 

Кстати

С 4 по 29 ноября на Красной площади, в ГУМе пройдет выставка "Герои своего времени" об истории и современности Горьковского автозавода. В экспозиции будут представлены экспонаты Музея истории ГАЗ, уникальные архивные фотоматериалы, личные вещи знаменитых автозаводцев, диорама Нижнего Новгорода времен перестройки, инсталляции с масштабными моделями машин и, конечно, сами автомобили - первый "фордовский", адаптированный к российским условиям, автомобиль ГАЗ-А, первый отечественный легковой автомобиль массового выпуска ГАЗ-М1 "Эмка", чудо конструкторской мысли – гоночный болид ГЛ-1 (Гоночная Липгарта), военная полуторка ГАЗ-АА, "Победа", 21-я "Волга" и др.