После того, как СССР распался, а к имени Ленина отношение стало неоднозначным, дом-музей получал лишь небольшие суммы на косметический ремонт - где-то подкрасить окна, подмазать пол…
- А раньше мы проводили ремонт после каждого туристического сезона. В год принимали по 400 тысяч посетителей - по тысяче (а, бывало, и до трех тысяч) в день. Люди в буквальном смысле, "уносили" на ногах полы, - вспоминает директор дома-музея Татьяна Брыляева. - Из Центрального музея Ленина нам даже приходило предписание уменьшить количество посетителей. Была идея создать дубликат музея в расположенном неподалеку особняке барона фон Штемпеля.
Длинные очереди у небольшого деревянного дома (несмотря на то, что по должности папа Ленина - действительный статский советник Илья Николаевич - сегодня может быть приравнен к министру образования региона, жили Ульяновы скромно) остались только на фотографиях. Раньше сюда привозили людей на теплоходах, поездах и самолетах. Сотрудники музея вспоминают, как в один год они закончили работать в 8 часов вечера 31 декабря, а начали снова в 9 утра 1 января.
Сейчас туристов, интересующихся, как жил Ленин, когда он был "маленький, с кудрявой головой", на порядок меньше. В год через комнаты дома Ульяновых проходит до 25 тысяч туристов: он по сей день остается самым посещаемым музеем Ульяновска. Здесь по максимуму сохранили мемориальность: полы, например, дощатые, покрытые масляной краской, как было 150 лет назад (рабочие предлагали заменить их на ровные древесно-стружечные плиты, но Брыляева не согласилась). Окна - двухрамные: когда наступает весна, одну раму вынимают. Во дворе - штакетник, изготовленный без единого гвоздя. Даже обои на стенах именно такие, как были в то время, когда здесь проживало знаменитое семейство.
- Мемориальную обстановку в доме восстановили в 1929 году. Близкие Ленина - Анна и Мария Ильиничны, Дмитрий Ильич - принимали в этом непосредственное участие. Во время реставрации на чердаке нашли обрывки обоев, и Анна Ильинична показала, какие из них и где должны быть. Так что если открыть старый путеводитель по дому-музею Ленина, и современный - обстановка будет точно такой же, - рассказывает заведующая. - Сейчас мы оклеили стены обоями из старых запасов, которые бережно хранили в специальных условиях - их напечатала московская фабрика еще в 1964 году. А отремонтировать кабинет Ильи Николаевича Ульянова нам помогли казанские коллеги, которые поделились своими запасами.
Даже цветочная экспозиция в доме-музее мемориальная. Мама Володи Мария Александровна не любила ярко цветущих растений. Семейство выращивало из косточек финиковые пальмы - их примеру последовали и сотрудники музея. Самой большой пальме, выращенной из косточки, сейчас 12 лет - она стоит в гостиной.
Помимо ремонта и реставрации мебели, выделенные на ремонт средства (около 11 миллионов рублей) пошли еще и на обновление противопожарной защиты. Была восстановлена дренчерная система, созданная в 1947 году. В трубы поступает вода из пожарного водоема: при помощи специальных приспособлений в случае ЧП дом-музей накрывается водяной завесой. По словам Татьяны Брыляевой, такой защиты нет ни у одного ленинского музея в стране.
Понятно, что 11 миллионов - сумма для такого музея мизерная. Дому около 150 лет; несмотря на всевозможные защитные ухищрения (например, в 30-е годы прошлого века его полностью разобрали, каждое бревно пронумеровали и пропитали специальным антигнилостным составом, а затем собрали вновь), время его не щадит. Нужно отремонтировать фундамент и подземный переход, по которому посетители проходят из гардероба в сам дом-музей, обновить деревянные венцы и так далее. А на это, по оценкам музейных работников, нужно не менее 60 миллионов рублей.
В следующем году планируется составить проектно-сметную документацию на глобальный ремонт дома-музея. Забвение ему точно не грозит: он должен стать одной из составляющей глобального проекта "Музей СССР", одобренного на уровне президента РФ. В его рамках в одно большое музейное пространство планируется превратить весь центр Ульяновска. А дом Ленина может стать одной из основных "отправных" точек для всех экскурсий - ведь именно здесь вырос человек, благодаря которому и появился Советский Союз.
Кстати
В планах руководства дома-музея Ленина - сделать экспозицию доступной для людей с ограниченными возможностями. Например, изготовить дубликаты некоторых экспонатов - шахмат, знаменитой дощечки и шкатулки, вырезанной для мамы Сашей Ульяновым и так далее - для слепых. Второй этаж дома-музея недоступен для колясочников - есть идея проводить для них виртуальные экскурсии - представлять фильм в формате 3D.
10 декабря дом-музей отметит свое 90-летие. В 1923 году, в последние месяцы жизни Ленина, еще в Симбирске, здесь открыли Исторический музей.
Это единственный дом Ульяновых в Симбирске, которым они владели. Семья переехала в него, когда Володе было восемь лет, а уехали, когда ему исполнилось 17.
Ни один экспонат не попал в музей случайно. Все предметы фотографировали, фотографии отправляли в Москву. Анна Ильинична лично расписывалась на каждом фото, выбирая, что именно должно быть в экспозиции.
В числе раритетных экспонатов - шуба, сшитая в Симбирске у местного скорняка для Ильи Николаевича. После смерти отца ее забрал Ленин - в ней он ходил в ссылке в Шушенском. А затем шуба перешла его младшему брату Дмитрию, дочь которого и передала ее в музей. Раритет хранится в двухслойной герметичной камере, в которую закачан газ аргон, благодаря чему экспонат не подвержен действию бактерий, ему не грозит быть съеденным молью.
В 1992 году в доме-музее появились иконы. Семья была религиозной. Уезжая из Симбирска, Ульяновы передали все иконы в мужской Покровский монастырь, на кладбище которого был похоронен Илья Николаевич. В 1917 году архив монастыря пострадал, иконы были утеряны. В 1929 году, при создании музея, их решили не восстанавливать. Сделано это было лишь спустя почти 70 лет.
На рояле, который стоит в гостиной, впервые сыграл в 1969 году Тихон Хренников. Он положил традицию проведения в доме-музее апрельских концертов.
Кстати, маленький Володя хорошо владел музыкальной грамотой, однако после того, как он начал учиться в гимназии, играть он перестал - тогда считалось, что это занятие не для мальчиков.
Часы начала XIX века, висевшие в столовой, перевесили в другой кабинет, где они остановились. Над ними долго работал реставратор, но ничего не вышло - механизм не заводился. Тогда сотрудники музея решили повесить часы на старое "ульяновское" место, где они, к удивлению специалиста, снова пошли.
Ульяновы приобрели дом за 4 тысячи рублей, а продали - за 6 тысяч, полицмейстеру Минину. После их отъезда из Симбирска, у дома сменилось шесть хозяев. Барон фон Штемпель, выкупивший всю усадьбу, построил себе рядом каменный особняк, а в доме Ульяновых поселил прислугу. Последним хозяином был предприниматель Пирогов, после революции эмигрировавший. В 20-е годы горожан, которые остались жить в доме на правах арендаторов, переселили, а здание национализировали.