Как сказано в сопроводительных материалах к законопроекту, передача приоритетного права возбуждения налоговых дел налоговой службе привела к низкой эффективности раскрытия налоговых преступлений, затруднила использование в уголовном процессе результатов оперативно-разыскных мероприятий, проводимых органами внутренних дел РФ. Так, в 2009 году было зарегистрировано 14 642 налоговых дела, а в 2011-м - 3367 дел. В сравнении с началом 2000-х количество расследуемых налоговых преступлений сократилось почти в 30 раз. Такую статистику приводят в Следственном комитете. Вопрос в том, почему сокращение числа дел СК считает негативным результатом и настаивает на увеличении количества возбуждаемых дел? Сам Следственный комитет ссылается на то, что им подготовлен законопроект, ужесточающий борьбу с налоговыми схемами, в том числе этот документ предусматривает изменение процедуры возбуждения уголовных дел.
Михаил Александров, партнер адвокатского бюро DS Law говорит: "Безусловно, бизнес воспримет такую инициативу крайне негативно, а у экспертов появится еще один повод говорить об ухудшении бизнес-климата. Сейчас это преподносится как "усиление раскрываемости", но все вовсе не так. Стоит вспомнить, почему право возбуждать "налоговые дела" было отобрано у правоохранителей и передано налоговой службе. В период обсуждения этой нормы звучала интересная статистика, что до 90% налоговых дел вовсе не доходят до суда. То есть речь идет не о раскрытии преступлений, а об "открытии дел", так как это отличный повод давить на предпринимателей".
При этом если без СК РФ в расследовании налоговых преступлений обойтись можно, то без ФНС нельзя. "Обязательным элементом всех составов налоговых преступлений является факт неуплаты налогов в определенном Уголовным кодексом размере. Следовательно, прежде чем устанавливать конкретное физическое лицо, ответственное за совершенное деяние, наличие или отсутствие у него умысла и прочие обстоятельства, необходимо просто посчитать, сколько же налогов недополучил бюджет в результате тех или иных действий налогоплательщика. В связи с этим единственно разумным представляется решение, когда именно налоговый орган, как профессиональный и квалифицированный участник налоговых правоотношений, устанавливает недоимку по налогам. И исключительно после этого, если суммы доначислений превышают предусмотренные законом лимиты, материалы налоговых проверок должны направляться в следственные органы для решения вопроса о начале уголовного преследования", - объясняет Наталья Шакирова, старший юрист Vinder Law Office.
Некоторые эксперты находят рациональное зерно в предложениях СК РФ. По мнению главного научного консультанта компании "Юридическая служба столицы" Дмитрия Ястребова, новая инициатива, исходящая из Следственного комитета, имеет определенный смысл. Как правило, рассмотрение материалов, собранных налоговиками, занимает несколько месяцев, за которые налогоплательщик может ознакомиться с результатами налоговой проверки, узнать о собранных доказательствах. Это позволяет ему, с одной стороны, лучше подготовиться к защите своих прав, а с другой - уничтожить следы преступления.
Но большинство экспертов уверено, что новый законопроект потребует усиления защитных функций компаний. "Налоговое администрирование, включающее исчисление и уплату налогов, а также контроль соблюдения налогоплательщиком его обязанностей - это длительный и достаточно тяжелый процесс, в котором на одной стороне ринга стоит налогоплательщик, а на другой - сразу несколько властных структур. Будет логично, если эти структуры станут включаться во взаимодействие с налогоплательщиком последовательно, а не одновременно. Непоследовательность в этом вопросе приведет к тому, что предприниматели будут вынуждены тратить свои силы, в первую очередь, на самооборону от силовых структур, а не на выполнение своих производственных функций", - говорит Наталья Шакирова.
В появлении этого документа эксперты видят неприятную тенденцию - слишком быстро принимать нормы и также стремительно от них отказываться. "Метания из одной крайности в другую, а никак иначе принятие закона N 407-ФЗ под конец 2011 года и появление идеи о его отмене менее чем через 2 года не назовешь, свидетельствуют о том, что бюджет недополучает те доходы в виде налоговых поступлений, на которые рассчитывал. Однако вряд ли силовое воздействие на малый и средний бизнес поможет государству добиться своей цели", - говорит Наталья Шакирова. Очевидно, что государство пытается увеличить собираемость средств в бюджет с помощью привлечения СК РФ. Но также есть риск еще больше увеличить долю теневого сектора экономики.