Гелий - уникальный продукт. Он обладает низкой температурой кипения, высокой теплопроводностью и электропроводностью. Благодаря своим свойствам он находит широкое применение в различных областях промышленности - в авиационной, ракетно-космической, электронной, атомной промышленности, медицине.
По прогнозам экспертов, включение в структуру мировой атомной энергетики высокотемпературных реакторов вызовет резкий рост потребления гелия в атомной отрасли. На долю атомщиков в долгосрочной перспективе может приходиться до 15% от общего потребления гелия в мире. Гелий применяется для приготовления дыхательных смесей, в том числе для атмосферы обитаемых космических аппаратов, для глубоководного погружения, а также для лечения астмы. Уникальные свойства этого вещества находят применение также в металлургии - для создания защитной среды при сварке металлов.
Последние два года объем производства гелия в мире превышает 170 млн кубометров. Основным производителем являются США, их доля в общем производстве составляет почти 86%. Мировые запасы гелия составляют около 41 млрд кубометров. Основные запасы сосредоточены в Катаре, Алжире, США и России. Сегодня в России действует один-единственный завод по производству гелия - Оренбургский гелиевый завод, принадлежащий "Газпрому", который обеспечивает в основном внутренние потребности. Но ситуация может измениться.
По словам гендиректора НПО "Гелиймаш" Вадима Удута, Россия может к 2030 году занять около 40% мирового рынка по производству гелия. Производство гелия в США снизится с 77 млн кубометров до 44. А всего в мире производство гелия сократится до 134 млн кубометров. При этом потребление вырастет с 154 млн кубометров до 300 млн. Рост потребления гелия отчасти связан с ростом производства жидко-кристаллических мониторов и дисплеев, в котором используется этот газ. Таким образом, при нынешних темпах добычи и потребления к 2030 году дефицит гелия составит 166 млн кубометров ежегодно. Значительную часть дефицита может покрыть Россия. К тому времени ожидается ввод в эксплуатацию Пайгинского месторождения в Эвенкии, месторождений в Якутии, Красноярском крае и Астраханской области.
Глава Комитета Госдумы по энергетике Иван Грачев также высоко оценивает перспективы производства гелия в России. Но он считает, что для развития этого сектора газохимии необходимо законодательное подкрепление. Директор Института проблем нефти и газа Сибирского отделения РАН, член-корреспондент РАН Александр Сафронов считает, что перерабатывать газ Ковыкты и Чаянды будет трудно. Газ Чаяндинского месторождения чрезвычайно богат гелием, его стоимость выше, чем стоимость самого газа. В этом месте сконцентрировано 16% всех мировых запасов гелия.