За пять лет российская интернет-аудитория, которая сейчас составляет 57 процентов населения, вырастет на 26 процентов, подсчитали социологи. Сеть представляет огромные возможности и в бизнесе, и в социальной сфере. Так, уже с ноября этого года предприниматели, например, смогут напрямую влиять на экономическую политику регионов, задействовав возможности Интернета.
Речь идет о том, что на сайте Российской общественной инициативы любой совершеннолетний гражданин, обладающий электронной подписью, сможет выдвигать свои предложения по корректировке регионального законодательства или разработке совершенно новых законопроектов. Если такая идея наберет пять и более процентов голосов в регионе, то власти субъекта обязательно должны будут ее обсудить. Сейчас, напомним, схожий порядок уже действует, но он касается предложений, которые относятся к федеральному законодательству. При этом идея должна набрать не менее ста тысяч голосов. Новация же рассчитана на улучшение ситуации в регионах.
После того, как станет понятно, насколько эффективно работает схема по региональным инициативам, "порог поддержки" в пять процентов может быть снижен, не исключает глава президентского управления по электронной демократии администрации президента Андрей Липов. Впрочем, власти должны реагировать на выдвижение идей и до набора ими необходимых процентов, считает глава Фонда информационной демократии Илья Массух. Правда, чтобы новация заработала в полную силу, нужно открывать больше пунктов для выдачи электронных подписей, обратил внимание Массух.
Электронная подпись нужна и для другой инициативы. Так, на сайте госуслуг предлагается создать "электронную урну", чтобы с помощью электронной подписи голосовать на выборах. С таким предложением выступил член Комитета Совета Федерации по науке, образованию, культуре и информационной политике Руслан Гаттаров.
Между тем аудитория Рунета в России в последние годы стала старше, подметил замглавы минкомсвязи Алексей Волин. Причем такое взросление аудитории произошло не потому, что выросли первые пользователи. Просто если совсем недавно Интернет был сферой, где себя хорошо чувствовали, в первую очередь, молодые, энергичные люди, то сейчас он стал массовым. И прирост аудитории дают в основном люди среднего и старшего возраста, жители глубинки и небольших городов. Аудитория становится более консервативной. А это, кстати, оказывает воздействие на то, что происходит в самой индустрии. Такие перемены надо учитывать, считает Волин.
Все это влияет и на запросы, предъявляемые к интернет-торговле. Пока начинающие участники рынка электронной коммерции не всегда понимают и правильно оценивают свою аудиторию, отметили участники секции, где обсуждались проблемы отрасли. Другие распространенные ошибки молодых интернет-магазинов - публикация только одной фотографии товара, копирование модели других магазинов. Сложная тема - логистика, когда участники рынка ошибочно делают ставку на сторонние ресурсы.
Российский Интернет перестает быть "аутичным", для него наиболее вероятен сценарий интеграции с реальной экономикой, считает Дмитрий Песков из Агентства стратегических инициатив. "Российский рынок Интернета будет расти не за счет соцсетей и клонов западных компаний, а за счет интеграции с реальным сектором экономики", - отметил он.
Между тем, доля отечественных IT-компаний, как разработчиков софта, так и тех, кто предоставляет услуги по предоставлению и хранению информации в Интернете, по-прежнему остается высокой. В соответствии с исследованием Руссофт, 89% опрошенных компаний присутствуют на российском рынке. Однако доля компаний, которые считают его ключевым для себя, резко снизилась - с 79% до 24%. Такого низкого показателя у российского рынка не было за все время проведения исследования. Вероятно, сказалось сокращение темпов его роста в 2012 году, а также расширяющиеся возможности выхода на зарубежные рынки (см. диаграмму на стр. 1).
Актуальной на фоне роста активности в Рунете становится также тема борьбы со спамом. Например, российскую территорию в Сети активно осваивают нелегальные торговцы медикаметами и БАДами. Во многих странах навязывание этих товаров в Интернете законодательно запрещено, и торговцы перекинулись на аудиторию Рунета. Но такая торговля генерирует "серый кэш", отечественные почтовики несут серьезные траты по борьбе со спамерами, объясняет директор Координационного центра национального домена сети Интернет Андрей Колесников. Чтобы изменить эту ситуацию, в нашей стране тоже нужно менять законодательство, считает он.
Между тем уже в конце этого года в Рунете заработает специализированный интернет-домен ".дети", рассказал Колесников. А в начале следующего года домен можно будет наполнять. Колесников называет его "детским Интернетом". В следующем году Координационный центр, по словам Колесникова, планирует активно подключать к формированию и наполнению домена бизнес- и профильных специалистов. Для этого будет создана рабочая группа совместно с Российской ассоциацией электронных коммуникаций. "Проект тяжелый, так как этой тематикой занимаются всего несколько человек в стране", - признал Колесников. Новый домен будет рассчитан на детскую аудиторию до 13 лет. Речь идет о новом подходе к "детскому Интернету", поскольку в новой интернет-зоне будут работать только сайты интересные, полезные и безопасные для маленьких пользователей Сети. Проект направлен не на то, чтобы все закрыть и запретить, "это построение некоего острова, который позволит детишкам спокойно изучать Интернет", - пояснил Колесников.
Роспечать в 2013 году профинансировала 50 интернет-сайтов на 40 миллионов рублей и надеется продолжить эту работу, сказал глава Роспечати Михаил Сеславинский. Он отметил, что печатные СМИ уже нашли свое место в Интернете. Но при этом государство, по его мнению, не должно отказываться от поддержки распространения печатных (бумажных) журналов и газет. Мораторий на повышение тарифов на почтовые услуги по доставке газет и журналов не может быть вечным, но Роспечать настаивает на его пролонгации, заявил Сеславинский.