23.10.2013 23:20
    Поделиться

    Белорусский умелец построил дровяной мотоцикл

    Кулибин из Белоруссии построил дровяной мотоцикл
    Нас пугают нефтяным кризисом. Что бензин будет стоить, как односолодовый виски, и частные машины неизбежно станут на прикол. Но 28-летний Сергей Атрощенко из белорусского Лепеля плевал на эти прогнозы. Он построил мотоцикл на дровах!

    Немного истории

    Газогенераторные установки известны давно. По дорогам Великой Отечественной месили грязь переделанные под дрова "полуторки". Да вы наверняка помните их по хронике. Едет грузовик, а за кабиной - две высокие жестяные бочки. Это и были газогенераторы. Там при минимуме кислорода тлели сухие чурки. Выделялся дым, то есть газ. В основном угарный. Страшно ядовитая штука!

    Но газ горел не хуже природного. На нем-то и ездили грузовички. Так как удельная теплота сгорания газа была меньше паров бензина, то и мощность у "полуторок" была вдвое меньше. Проехал десяток километров - стоп, машина! Пора загружать в бункеры новую порцию чурок. А свечи чистить приходилось чуть ли не по два раза за поездку - деготь оседал в цилиндрах!

    Все это делало дешевый вид транспорта не вполне боевым. Снаряды на передовую на такой ненадежной машине не повезешь. Поэтому эксплуатировались газогенераторные корыта в основном в тылу.

    Прошло время. Про дрова забыли. Мы уже думаем об электромобилях. Гибриды заполонили автосалоны. В бой рвется водород. А уж на природном газе или пропане ездит чуть ли не половина всех городских автобусов и "Газелей" в СНГ.

    Юность самоделкина

    Сережа Атрощенко с детства любил машины. Его коллекция в масштабе 1:43, которая и сейчас украшает гостиную, вызывала острую зависть у мальчишек из подъезда. Сережа вырос, а любовь осталась. Окончил техникум на автомастера. Да так, что его оставили преподавать там. Купил себе мечту - 21-ю "Волгу". Как у Юрия Деточкина.

    - У нас два гаража. Один в деревне, другой в городе. Так мы не знаем, где он выходные проводит. Знаем только - в гараже, - рассказывает мама Сергея Наталья. Рядом сидит папа героя Александр. И тоже не может сказать, где Сережа.

    Мы смотрим фотоальбом. Мотоциклы, мотоциклы. И тут военная выцветшая фотка: мужчина в шинели и на мотоцикле.

    - Это дедушка Сережи Мугалим Букаев. Он был военным мотоциклистом.

    Сережа выложил в Интернет отчет о своей самоделке под псевдонимом. Точнее, под "ником" oppozit750. В Лепеле о нем практически никто ничего не знал. Ну, ходит спокойный парень, ковыряется в мотоцикле. И все. Даже замредактора местной газеты не знала, что "герой" живет в соседнем подъезде. Я нашел номер сотового Сережи. Но он... сбежал от меня. По телефону Сергей попытался объяснить, что не хочет никакой славы. Изобретением это не считает. И вообще не понимает, откуда такой интерес к его скромной персоне.

    - Имейте в виду, я просто хотел создать действующую модель газогенераторной установки, чтобы показать ее своим ученикам, - объяснил он мне по телефону. - А сейчас не мешайте мне. Я готовлюсь к техосмотру в гараже у товарища. Машина разобрана. Искать меня бесполезно. Так что извините, если что не так.

    Удивительно скромный изобретатель! Конечно, ни о каком дефиците бензина в Белоруссии и речи нет. Но, признайтесь, приятно иметь такой вот агрегат, который при любом экономическом кризисе и катаклизме вывезет на ровную дорогу.

    Пахнет колбасой

    Сергей взял молочную флягу, переработал ее, добавил "холодильник" из жестяного ведра, собрал арматуру из водопроводных труб и повысил степень сжатия серийного двигателя мотоцикла "Урал" до 10. Из инструментов ему понадобились "болгарка" и сварка - все что есть в любом гараже. Агрегат назвал гордо - "Колясыч". После пробных поездок подошел к маме:

    - Давай я тебя по ягоды повезу на "Колясыче". Давно обещал!

    На первую поездку сбежался весь дом. Мама Наташа села в коляску, надела шлем. Сережа все колдовал у раскрытого молочного бидона. Чтобы агрегат не приняли за самогонный аппарат, он тщательно вывел белой краской "ГАЗОГЕНЕРАТОР".

    - Ой, вы знаете, как приятно было! Я еду на изобретении своего сына. И с ветерком так! Он гордый сидит, правит. А я как гордилась перед соседями! Да купи он "Мерседес", мне бы так приятно не было!

    Вот что написал oppozit750 (а в миру Сергей Атрощенко) на своем форуме:

    "Достоинство "Колясыча" - экономия денег на топливо. Недостатки: воняешь, как копченая колбаса, желтые, как у курильщика, руки, долгие запуски (первый раз за день - около 10 минут, потом меньше), сильное снижение мощности двигателя (много пользуюсь низкими передачами и постоянно "кручу" двигатель), перегрев двигателя в городском цикле (из-за больших оборотов), много времени уходит на заготовку топлива и обслуживание установки, очень требователен к влажности чурок. Теперь я понимаю, почему о газогенераторах забыли как о страшном сне".

    Вот что писал военинженер Л. Рудаков в журнале "За рулем" в 1940-м году: "Все агрегаты газогенераторной установки нуждаются в периодической очистке от сажи, золы и других уносов из газогенератора. Для чистки открывают все люки, кочергой выгребают уголь восстановительной зоны, а также скопившиеся там сажу и золу. Проводить очистку следует через 800 - 1000 км."

    Всплеск интереса к газогенераторам происходит, как только цены на нефть резко подпрыгивают или идет война. Во время Второй мировой грузовики переводили на "древесный" газ Германия, Франция, Англия, Америка и даже Япония. В СССР выпустили на различных шасси более двухсот тысяч газогенераторных грузовиков, тракторов и дрезин. Самым популярным был "Урал-ЗИС 354". Но уже в 1946 году, как только цена на бензин снизилась до 30 центов за литр, разработки новых газогенераторов забросили. Машины в спешном порядке переделали на бензин. Технологии были утеряны. Но не навсегда.

    На сегодня "Колясыч" пробежал около тысячи километров по дорогам общего пользования и по пересеченной местности. Конечно, тягаться "дровяному байку" со своими бензиновыми собратьями нереально. Не только мощность подкачала. Грузоподъемности газогенераторного "Урала" еле-еле хватило, чтобы отправиться с мамой в лес. Да и кошки сбегаются на запах копченой колбасы. Но как пособие для учеников и просто вид технического досуга - "Колясыч" неповторим!

    Только об одном жалеет мама Наташа. Что Сережа за всей этой техникой девушек не замечает. Жениться не хочет - все время в гараже да в гараже. Правда, и не пьет совсем. И не курит.

    - Ну когда его уже заметят? Скорее внуков хочу. Так в газете и напишите! - попрощалась со мной мама.

    Я вернулся в Москву и рассказал о лепельском изобретателе в Союзе мотоциклистов России, который без политики и религиозных предрассудков объединяет настоящих любителей двухколесной техники.

    - Мы приглашаем белорусского самородка к нам на мероприятие на Васильевский спуск в Москве, - сообщил "РГ" председатель правления Павел Фролов. - Встретим, покажем столицу и попробуем его мотоцикл на дровах в деле. Это очень интересное новаторство, которое привлечет новых поклонников мотоцикла. А насчет невест - их там будет достаточно. Пусть мама не горюет.

    Когда верстался номер, стало известно, что Сергей Атрощенко принял приглашение российских мотоциклистов. Конечно, чтобы приехать своим ходом в Москву, речи не идет. Конструкция еще сырая и требует доработок - мало ли что случится в дороге? Сергей решил прибыть на фестиваль на своей любимице - 21-й "Волге". А "Колясыч" поедет на прицепе. Зато как увидите дымок над Красной площадью, знайте, что Сергей уже катает любителей мототехники.

    Кстати

    Газогенератор - это установка для получения горючего газа из твердого топлива. В качестве твердого топлива применяется уголь, торф, древесина и даже солома. Превращение твердого топлива в газообразное называется газификацией (пиролизом) и заключается в сжигании топлива с поступлением количества кислорода воздуха или водяного пара, недостаточного для полного сгорания. Генераторный газ состоит из горючих компонентов (СО, Н2, СН4) и балласта (СО2, О2, N2, Н2О). Полученный газ очищают, охлаждают и смешивают с воздухом.

    Конкретно

    Технические характеристики "Колясыча"

    • Объем двигателя 750 см[3]
    • Степень сжатия 10
    • Мощность 10 л.с. (расчетная)
    • Скорость 80 км/ч (на сухих чурках)
    • Расход топлива 1 мешок чурок на 100 км
    • Экипаж 3 чел.
    Поделиться