На журфаке открыли кафедру журналистики моды и вы ее возглавили. А зачем объяснять будущим журналистам, что мода - огромный бизнес. Они и без того знают, что СМИ, обслуживающие его, преуспевают. Но мода и гламур будто выпадают из общественно-политических реалий жизни. Может, эта сфера интересов - лишь для специализированных, очень глянцевых журналов?
Эвелина Хромченко: Я подозреваю, что The Herald Tribune и Le Figaro, в которых долгие годы успешно обозреваются все аспекты моды, такими вопросами вовсе не мучаются: есть новость - есть информация о ней, все предельно просто. Общественно-политическая газета состоит не только из политики, но и из жизни общества, в которой голые люди - это не норма. Еще Марк Твен замечал, что голые люди имеют мало или вообще не имеют влияния на общество. Если каждое утро человек на себя что-то надевает - это значит, что он это купил за деньги. Да, несложно представить, какое их количество крутится в этом бизнесе. Но неужели и бизнесом общественно-политическому изданию интересоваться не стоит? Почему же этому - не нужно учить?
Но все атрибуты моды - платья, пальто, сапоги - это все бренды, лейблы. Всякий разговор о них - сплошная реклама…
Эвелина Хромченко: Позвольте! У нас просто принято подменять понятия. Значит о новых коллекциях Недели моды в Париже нельзя писать, потому что кто-то зарабатывает на них деньги. Но когда речь идет о новом фильме, то кто-то на нем тоже зарабатывает. Бесплатно ни в театр, ни в кино никого не пустят. Мода соединяет в себе две ипостаси: бизнес и искусство. И мало чем отличается по степени артистичности от современного театра и кино.
Да, без туфель и костюма никуда. А без кино и театра прожить можно, некоторые легко обходятся…
Эвелина Хромченко: Но, наверное, не журналы моды в этом виноваты, правда? Кстати, журналы выходят раз в месяц, а книги нужно читать каждый день… Или вы предлагаете покупать исключительно некрасивые туфли, чтобы было не стыдно смотреть умным людям в глаза? А как быть с тем, что все женщины (и умные в том числе) хотят носить красивые туфли - отчего-то эта мелочь делает женщину счастливой. А красивое платье - ко всему прочему, важная составляющая успешного валового национального продукта. Ведь основная часть работающего населения в нашей стране - женщины. Поэтому любому руководителю предприятия необходимо принимать во внимание человеческий фактор: женщина работает эффективно только тогда, когда она счастлива. Счастлива она при соблюдении определенных условий. Во-первых, когда весь ее ближний круг обут, одет и здоров. Во-вторых, когда она любима. В-третьих, когда она нравится себе. В нашей стране особенно часто номер три полностью заменяет номер два. Понимаете, как важно платье?
Как не понять! Но мы ведь не в идеально устроенном мире живем. Вот ваша цитата: "В жизни женщины должно быть место шпилькам, в которых сложно ходить, но на которые легко нанизываются мужские сердца"… Прекрасно все - кроме того, что шпилька застревает, когда едешь на эскалаторе в метро. А ваше кашемировое бежевое пальто в час пик непременно измажет чей-то грязный рюкзак. Вся мода - лишь для женщин, передвигающихся на машине?
Эвелина Хромченко: Многие искренне уверены, что модная женщина - это женщина, одетая неприспособленным к жизни образом. Я часто слышу веселое и находчивое: "Мне неудобно в шпильках и вечернем платье в песочнице!" Ну надо же! Кто бы мог подумать?! А если попробовать надеть шпильки и вечернее платье в театр на премьеру или на юбилей? А в песочницу отправиться в актуальных слипперах и ладных брючках? Что мешает обратить внимание на логику места и времени, а также на последние тенденции? Ведь это точно такая же информация, как любая другая.
Не надо ходить на шпильках в песочницу или на эскалатор. Есть огромное количество другой обуви для этого. Например, в нынешнем сезоне в большом тренде мужской стиль во всем, и в обуви тоже: туфли на плоской подошве, напоминающие мужские ботинки оксфорды, или пенни-лоферы, или те же слипперы, или гранжевые грубые ботинки, или байкерские мото-сапоги, или сапоги чулки на плоской подошве - это то, что может примирить вас с эскалатором на протяжении всего дня. И вы будете чувствовать себя при этом очень красиво одетой, страшно модной и актуальной.
Несколько лет назад вы вошли в Top-25 популярных телеведущих России, и все благодаря программе "Модный приговор". Неужели "приговаривают" женщин только у нас в стране? Эта программа - чуть ли не единственный проект, который не копирует зарубежные проекты... А заграничные женщины не нуждаются в подобной критике?
Эвелина Хромченко: Еще как нуждаются! Я помню свой шок, когда мне позвонили из прямого эфира Севы Новгородцева и попросили научить наконец английских женщин по-человечески одеваться. Потому что на них, по словам Новгородцева, страшно смотреть. Я была потрясена. Ведь английская мода это нечто такое же основополагающее, как мода итальянская, французская, американская. И вдруг по какой-то причине лондонцы нуждаются в моих советах и рекомендациях - а у них ведь масса своих экспертов.
Стыдить героев телепрограммы, приговаривать их за безвкусицу принародно - разве это не жестоко?
Эвелина Хромченко: В той же Великобритании была передача What not to wear - вот где было жестокое отношение к героине… Бедных женщин даже раздевали и показывали, как они выглядят в нижнем белье в неприглядном освещении примерочной… Если говорить о "Модном приговоре", то в его основе всегда лежит любовь к женщине и уважение к ней, сопереживание ее проблемам. Очень мало кто из участниц настаивает в результате на собственном выборе, потому что они видят, что результат работы стилистов неизмеримо лучше. Мода - это всегда настойчивое предложение, с которым, тем не менее сложно не согласиться!
А без украшений женщине - совсем никак, по-вашему, не обойтись? Вы их с детства собираете. Вот и выставку бижутерии в Петровском пассаже открываете. Представите, видимо, все самое актуальное в нынешнем сезоне?
Эвелина Хромченко: Выставка не имеет ни малейшего отношения к сезонности. Это моя личная коллекция, которую я собираю столько, сколько знаю себя. Что получилась коллекция, я осознала совсем недавно, около двух лет назад, когда ящики с украшениями стали выживать семью из дома. Тогда решила каталогизировать то, что есть. И поняла - это собрание сделано не хаотично, а очень корректно: оно полностью соответствует моему персональному стилю. А это и есть основная путеводная нить для любой личной коллекции.
Сколько же у вас этих ящиков, если они уже семью вытесняют из дома?
Эвелина Хромченко: Коллекция у меня компактная, но я буду делать ее еще более упругой. Если давать ей разрастаться, то она погубит сама себя. Она должна быть мобильной. Сейчас в ней около двух тысяч единиц. Показываю я около десяти процентов от общего количества, то есть, основные направляющие.
Как отбирали украшения для выставки?
Эвелина Хромченко: Отбирала по степени похожести на меня нынешнюю, по степени актуальности в сегодняшнем дне и по фотогеничности. Потому что она формируется из нескольких направлений: винтажные украшения, украшения современных дизайнеров, семейные реликвии и подарки. Раздел подарков - это мой способ сказать "спасибо" всем дарителям, я всегда все сохраняю.
Кроме ваших личных украшений будут еще какие-то?
Эвелина Хромченко: Экспонаты, связанные с винтажной коллекцией, только мои и они не продаются. Но это несправедливо по отношению к клиентам Галереи "Боско ди Чильеджи" Петровского пассажа, где пройдет выставка. Им будет грустно просто смотреть, ведь придя в магазин, непременно хочется купить что-то новенькое. Поэтому я снова обратилась к молодым дизайнерам бижутерии. Заказала 22 дизайнерам 22 колье. Все эти люди молоды, каждому необходимо рассказать о себе, поэтому я попросила внедрить в эти колье винтажные элементы. В итоге выяснилось, что личные истории некоторых молодых художников могут составить отдельную коротенькую повесть…
Эвелина, мы вот поговорили - про наряды, каблуки и модные тенденции. А объясните все-таки напоследок: гламурное для вас - это всегда синоним красивого? Быть гламурным и быть красивым - это одно и то же?
Эвелина Хромченко: Если мы говорим о классическом понимании слова "гламур" то да, если мы говорим о современном российском понимании этого слова - то нет. То, что сегодня в России называют "гламурненько" - это в большинстве ситуаций антоним красоты.
Справка РГ
Эвелина Хромченко окончила факультет журналистики МГУ с красным дипломом. Сотрудничала с популярной в девяностые годы программой "Взгляд", выпускала журнал для девочек-подростков "Маруся", больше десяти лет возглавляла русское издание L`Officiel, французского журнала о моде. В этом году Хромченко стала единственным российским журналистом в списке из 70 VIP-медиа персон в престижном листе Business of Fashion 500
Вкус - это мускул, который можно тренировать
Не спрашивайте рецептов успеха. Успех - как причёска или идеальная длина юбки, - очень индивидуальная история
Женщина не может расцвести на пустом месте. Должен найтись садовник
Каблук придает женщине некоторую неустойчивость, а значит, непременно найдется мужчина, который захочет ее поддержать
Мужчины - парадоксальные существа. Как только женщина надевает мини-юбку, они почему-то говорят, что в ней появилась тайна
Красивое платье имеет государственное значение
Уверенные в себе женщины носят наглые туфли, закомплексованные - наоборот, слишком строгие
Первая заповедь настоящей женщины: сняла каблуки - сошла с дистанции
Мужчина может подвести, зеркало - никогда
Мода - это не высшая математика, это игра! И не для избранных, для всех!
Актриса Деми Мур собирает кукол, в ее коллекции более тысячи экземпляров, а художественный руководитель "Ералаша" Борис Грачевский коллекционирует голландских лафов - это маленькие существа, похожие на гномов
Актриса Анджелина Джоли предпочитает холодное оружие - собирает ножи, а певец Валерий Меладзе - сабли и кинжалы
Актер Арнольд Шварценеггер собрал коллекцию из 89 вездеходов марки "Хаммер", а для коллекции сэра Элтона Джона пришлось построить отдельный гараж - у него в коллекции более 25 раритетных автомобилей, к тому же певец собрал огромную коллекцию очков
Актер Шон Коннери имеет большую коллекцию килтов - боевых шотландских юбок, а поэт-песенник Илья Резник предпочитает галстуки
Актриса Хелена Бонем Картер коллекционирует вставные челюсти, реквизит со съемок фильмов, а актер Джонни Депп предпочитает скелеты и чучела животных