Некоторые комментаторы говорят, что это "отъем денег" у населения. Мы попросили статс-секретаря-заместителя министра труда и социальной защиты Андрея Пудова помочь разобраться с теми вопросами, которые чаще всего возникают у наших читателей.
Андрей Николаевич, так все-таки уместно говорить о замораживании средств?
Андрей Пудов: Категорически не согласен с термином "замораживание" и другими подобными терминами.
Тариф страхового взноса на накопительную часть пенсии в 2014 году будет составлять 6 процентов для всех граждан, которые этого пожелают.
И он будет перечисляться застрахованному лицу в выбранный им негосударственный пенсионный фонд или управляющую компанию, как только НПФ войдет в реестр участников системы гарантирования прав застрахованных лиц, а управляющая компания будет соответствовать установленным требованиям Центрального банка РФ.
То есть, как только НПФ попал в реестр и стал АО, 6 процентов пойдут уже не в Пенсионный фонд РФ, а в НПФ. И "задержанные" средства вернут?
Андрей Пудов: Несколько уточнений. Во-первых, все средства всегда сначала идут в Пенсионный фонд РФ. А он передает их тому финансовому институту, который выбрал человек. В 2014 году до тех пор, пока финансовый институт не подтвердил соответствие требованиям, все средства учитываются в распределительной системе. Как только НПФ или УК докажут свое соответствие, взносы вновь будут из Пенсионного фонда передаваться в эти финансовые институты.
Что касается денег, которые были накоплены по 2013 год включительно, то они остаются в том негосударственном пенсионном фонде или управляющей компании, куда были ранее переданы. А та часть средств, которая поступит в течение 2014 года или позднее, пока НПФ или УК не войдет в систему гарантий сохранности средств пенсионных накоплений, будет учтена в распределительной части.
Стоп. Правильно ли я понимаю, что эти деньги - взносы 2014 года - в негосударственные фонды уже никогда не попадут?
Андрей Пудов: Не попадут. Но надо понимать, что человек в данной ситуации только выиграет. Во-первых, эти деньги будут учтены в полном объеме на его лицевом счете в ПФР. Более того, они получат большую гарантию сохранности и большую доходность, чем сегодня в среднем показывают негосударственные фонды.
Напомню: в соответствии с действующим законодательством сейчас у накопительной составляющей нет гарантии роста доходности. И в рамках проекта федерального закона гарантирован только номинал. В распределительной же части средства будут проиндексированы минимум по инфляции, а традиционно идет индексация по доходам Пенсионного фонда России. Это всегда на несколько процентов выше, чем инфляция. Поэтому, повторяю, абсолютно некорректно говорить о "замораживании" и с юридической, и с экономической точки зрения.
Вы утверждаете, что накопительные взносы ПФР начнет перечислять негосударственным фондам и УК сразу, как только они подтвердят свою благонадежность. Но в бюджете Пенсионного фонда России на 2014 год передача средств не предусмотрена. Как же может ПФР потратить деньги на что-либо, если это не заложено в его бюджете?
Андрей Пудов: Действительно, в бюджете Пенсионного фонда в графе "передаваемые средства" сегодня стоит значение "0". Почему? Потому что сейчас Пенсионный фонд не может спрогнозировать, сколько средств придется передавать, сколько НПФ войдут в систему. Однако текстовая часть бюджета ПФР предусматривает возможность того, что как только появляются первые финансовые институты, соответствующие требованиям, будут внесены изменения в бюджет ПФР, и в графе "передаваемые средства" появится конкретная сумма.
Значит, можно предположить, что в следующем году в бюджет Пенсионного фонда будут вноситься поправки?
Андрей Пудов: Такого рода изменения могут быть в бюджет внесены.
Давайте читателям прямо скажем, для чего все-таки принято это решение? Для поддержки бюджета ПФР или для повышения надежности негосударственных фондов?
Андрей Пудов: Ответ очевиден. Это сделано для укрепления надежности действующей системы пенсионных накоплений. Это забота о том, чтобы пенсионные накопления граждан были в полном объеме переданы в будущем на пенсию.
У Пенсионного фонда лишь увеличивается доходная часть на сумму взносов, но уменьшается сумма трансфертов. С этой точки зрения первый тезис алогичен. Бюджет ПФР в целом не увеличился. Поэтому сама постановка вопроса - для того, чтобы сбалансировать бюджет Пенсионного фонда - не имеет ни экономической, ни правовой природы.
Два года - не слишком ли большой срок для проведения проверки негосударственных фондов?
Андрей Пудов: Два года - это максимальный период. По-хорошему, в 2014 году все процедуры должны быть максимально пройдены.
Я пытаюсь смотреть с точки зрения человека, деньги которого находятся в негосударственном пенсионном фонде. Если в мой фонд, который меня устраивает, у которого хорошая доходность, на два года тормозится поступление моих средств, значит, я не получу тех денег, которые могла бы получить при нормальной работе этого фонда. Вся эта процедура снизит финансовую устойчивость выбранного мной фонда. Любого. Или я ошибаюсь?
Андрей Пудов: Наоборот, у нас с вами после этой проверки появляются устойчивые финансовые институты. Четко будет понятно: тем, кто прошел эту "диспансеризацию", можно доверять стопроцентно. Поскольку они уже теперь, что называется, имеют "знак качества" на всех продуктах, которые будут вам предлагать. Например, банки, которые вошли в систему страхования вкладов, как известно, стали работать лучше во всех отношениях.
Вы как застрахованное лицо останетесь в "плюсе". То, что вы рассчитываете получить, это все с процентами (инфляция плюс доход ПФР) будет дано в виде страховой пенсии. Государство выбрало ровно ту схему перечисления средств пенсионных накоплений на этот временный период "диспансеризации", в которой права не ущемляются ни в коей мере. Наоборот, они гарантированно даются в размере, превышающем инфляцию. Только это будет в пожизненной страховой части пенсии, которая назначается, а не в накопительной. Вот и вся разница.