Латинское заглавие - приговор, который выносили первым христианам в имперском Риме. Ту же позицию, судя по историческим свидетельствам, заняла и советская власть. За ленинским декретом 1917 года об отделении Церкви от государства последовало изъятие богослужебной утвари, разрушение храмов, закрытие монастырей и физическое уничтожение лучших представителей "клира и мира".
События тех лет сегодня, в связи с повальной исторической неграмотностью, обыватели представляют и трактуют по-разному. Помогла ли переплавка крестов и паникадил спасти от голода Поволжье? Почему прихожане, читавшие в Евангелии о милосердии, сопротивлялись вывозу драгоценностей? За что - неужели и впрямь за "жадность" и "темноту" - было репрессировано в 1921-1923 годах десять тысяч верующих, каждый пятый из которых - расстрелян?
- Термином "изъятие ценностей" советская пропаганда прикрывала, по сути, узаконенный грабеж. А он имел катастрофические последствия для нашей культуры. Это был крах целой эпохи, и сейчас особенно важно понять его причины, - отметил председатель комиссии по канонизации святых Воронежской и Борисоглебской епархии протоиерей Андрей Изакар.
На выставке крутят кинохронику 1920-1930-х годов: многотысячная толпа верующих с хоругвями, в гуще народа - старенький патриарх Тихон (Беллавин), к которому подходят под благословение и старушки, и молодые красноармейцы. В тот день владыка простоял с паствой на улице несколько часов, до полного изнеможения. А следом на пленке другая толпа, на первый взгляд не отличимая: то же ликование, та же увлеченность во взглядах. Только направлены они туда, где с маковок низвергают кресты, прилаживая взамен пятиконечные звезды и алые стяги.
- К сожалению, даже церковные люди подчас не знают о том, что и как происходило тогда. Кому-то известно, что в 1922 году ценности изымались из храмов для того, чтобы на вырученные от их продажи деньги накормить голодающих Поволжья. Но редко вспоминают тот факт, что РПЦ начала собирать на это средства еще в 1921-м, когда и случился недород (а власти вдобавок установили крестьянам непомерно высокий натуральный налог, лишив их возможности дотянуть до нового урожая и неприкосновенного запаса семян), - рассказала историк, руководитель авторской группы выставки Светлана Чукавина. - По призыву патриарха Тихона верующие жертвовали деньги и ценности, которые не использовались при богослужениях. Правда, легализовать их для передачи в пострадавшие районы удалось не сразу - ведь Церковь уже была лишена прав на хозяйственную деятельность. Петроградский митрополит Вениамин (Казанский) сказал, что может снять драгоценный оклад с главной святыни города - Казанской иконы Божьей Матери - если это спасет хотя бы немногих голодающих. Но до 1922 года власти делали вид, что обойдутся и без помощи Церкви.
Добровольная лепта верующих вдвое превышала ту сумму, добытую силовыми методами, с переплавкой утвари и продажей в торгсине украшений и икон. Да и из той выручки на покупку продовольствия власти потратили лишь малую толику. Основные расходы пришлись на организацию самой кампании по изъятию ценностей (печать листовок, афиш, ассигнования пропагандистам), еще часть - на зарплаты работников правительственного аппарата. Облачения пошли на театральные костюмы, мраморная облицовка Храма Христа Спасителя - на строительство московского метро. Как потом показали суды над сотрудниками Гохрана, львиную долю золота и драгоценностей разворовали. Были безвозвратно утеряны редкие по красоте предметы, в том числе XVII-XVIII веков, почитаемые иконы (например, Шуйская Смоленская) и утварь, необходимая для богослужений.
Стоит пояснить, что к некоторым вещам, хранимым в алтарях и используемых при совершении Таинств, миряне вообще не должны прикасаться. Возможность применить их каким-то другим образом одна: переплавить в слитки. И многие священнослужители готовы были на это пойти, чтобы не допустить осквернения святынь. При условии, что представители прихода смогут контролировать процесс передачи ценностей, а затем и целевое расходование средств. Особо ценные предметы предлагалось заменить денежным или "натуральным" эквивалентом. Но первоначальные декларации властей о том, что изъятие не будет тотальным, скоро были забыты. Безбожники вламывались в храмы силой, в шапках, курили и сквернословили, влезали с ногами на престол, выбрасывали мощи из рак - потому прихожане и протестовали.
- Первый бунт случился в Шуе 15 марта 1922 года. По толпе верующих открыли пулеметный огонь, "зачинщиков" столкновения позже расстреляли. Далее аналогичные процессы состоялись в Москве, Петрограде, Смоленске и Старой Руссе, - сообщила Светлана Чукавина. - Епископы, священники, наиболее активные приходские старосты были арестованы, что потом позволило властям через ОГПУ организовать обновленческий раскол. Материалы следственных дел ясно дают понять, что вся эта кампания помощи голодающим была лишь предлогом для уничтожения церковной элиты, которое большевики (с разной интенсивностью) вели систематически.
В документальном фильме, который можно увидеть на выставке, есть кадры суда над схимниками. Приговор - расстрел, обоснование: "так как эти гады мешают строительству первого в мире рабоче-крестьянского государства". В Воронеже в первое десятилетие Советской власти мученически погибло восемь насельников Митрофановского монастыря, а архиепископа Тихона (Никанорова) повесили в 1920-м на Царских вратах Благовещенского собора во время службы на третий день после Рождества. Некоторое время в соборе и Тихвино-Онуфриевской церкви располагались концлагеря.
- Изъятие церковных ценностей было первой хорошо спланированной, поддержанной технически и информационно кампанией против Церкви. И впервые именно в ней проявилось такое масштабное стихийное народное сопротивление, - подчеркнула Светлана Чукавина. - Безоружные люди готовы были поплатиться жизнью, препятствуя грабежу, осквернению святынь и попранию своих религиозных чувств. Конечно, были и массовые откаты от Церкви и веры, но были и удивительные примеры сплоченности христиан. Прихожане содержали священников, приносили все необходимое для служб, порой и проповедовали. Даже руководитель антицерковной кампании Лев Троцкий поражался тому, как много людей (в том числе красноармейцев) продолжает, не таясь, креститься, проходя мимо храма.
Выставка "Non licet vos esse. Не должно вам быть" работает в цокольном этаже Благовещенского кафедрального собора (пр-т Революции, 16, вход с северной стороны) с 25 октября по 1 декабря: ежедневно, кроме среды, с 10 до 19 часов, по понедельникам с 14 до 19. Экскурсии в будни проводятся в текущем режиме, по субботам и воскресеньям - каждый час. Можно также заказать экскурсию по телефону: 8-906-580-73-74.
Владимир Лавренов, кандидат исторических наук, доцент РГГУ (Москва), член Государственного геральдического совета при Президенте РФ:
- Гонения на христиан имеют длинную историю. Римская власть была довольно веротерпимой - собирайтесь в катакомбах, молитесь своему невидимому богу, только почитайте и наших идолов. Но идти на эту уступку члены "модной секты" не соглашались, умирали в страшных муках, а гнавшее их государство в итоге рухнуло… И кто мог подумать, что такой сюжет повторится в стране, которую называли "святой Русью". Что гонителями станут крещеные люди. Известная реплика красноармейца-богоборца: "Да мы Евангелие-то не читали, мы только крышку его целовали!" - заставляет нас задуматься и о современной церковной жизни. Как яростно спорили в начале ХХ века ученые, миряне и иерархи РПЦ - о богослужебном языке, о возрождении благовестнических братств, о созыве Поместного собора - и в конце концов оказались, можно сказать, на одной скамье подсудимых, в одних лагерях. Наверное, мы должны извлечь урок из этого, понять, что благо Церкви в ее единстве.
Справка "РГ"
Кампания по изъятию церковных ценностей в 1922 году вызвала 1414 кровавых столкновений. В связи с сопротивлением верующих было рассмотрено 250 судебных дел (по каждому проходило несколько человек). В 1923-м в VI ("церковном") отделении секретно-политического отдела ГПУ находилось в производстве 301 следственное дело. В результате террора в 1922-1923 годах был убит 2691 священник, 5409 монашествующих, закрыто 637 монастырей. К концу 1924-го в тюрьмах и лагерях побывала почти половина российских архиереев.
Архивные документы, копии газет и фотографий, спасенные из разоренных храмов предметы собрали для выставки "Non licet vos esse" сотрудники культурно-просветительского фонда "Преображение" и Свято-Филаретовского православно-христианского института (оба - Москва), а также литературно-краеведческого музея Константина Бальмонта в Шуе. В прошлом году, к юбилею начатой в 1992-м кампании по изъятию церковных ценностей, экспозиция была развернута в Храме Христа Спасителя, затем побывала в музеях столицы, Санкт-Петербурга, Шуи и Смоленска. Совсем недавно ее показывали в Туле.
Нынешняя выставка проходит по благословению митрополита Воронежского и Борисоглебского Сергия благодаря членам малого православного братства во имя святителя Тихона Задонского при участии епархиальной комиссии по канонизации святых. Часть материалов представлены областными архивами (ГАВО и ГАОПИ) и воронежским краеведческим музеем.