Причина, по ее словам, состоит в том, что в 2014 году некоторые направления государственной медицины, которые до сих пор финансировались из федерального бюджета, передаются в ведение Фонда обязательного медицинского страхования. Главная опасность, предупредила глава СП, заключается в том, что пока не созданы механизмы перевода этих средств из федерального бюджета в бюджет Фонда обязательного медицинского страхования.
"Если соответствующие системы и механизмы не будут созданы, то тогда с 1 января 2014 года качество и доступность медицинской помощи будут резко снижены в федеральных учреждениях на соответствующих территориях - а это, как правило, столичные регионы: Москва и Санкт-Петербург", - заявила глава Счетной палаты.
Проект бюджета на 2014-2016 годы предполагает сокращение расходов на здравоохранение в общем объеме ВВП с 3,7% до 2,6%.
Хотя Татьяна Голикова не уточнила, о каких именно видах медицинской помощи идет речь, это легко "вычислить": со следующего года меняется порядок финансирования некоторых видов высокотехнологичной медицины, включая такие ставшие массовыми операции, как стентирование, эндопротезирование суставов, лечение бесплодия (ЭКО), неонатологическая помощь (выхаживание новорожденных). До сих пор такую помощь получали пациенты и в федеральных центрах (за счет федерального бюджета и так называемых "квот"), а в последние годы - и в специализированных стационарах в регионах - уже за счет региональных бюджетов и ОМС. Намеченное на 2014 год "погружение" некоторых видов ВМП в обязательное страхование приведет к перераспределению денежных ресурсов внутри системы. В регионах опасаются, что для того, чтобы профинансировать дополнительную специализированную помощь, им придется сокращать первичные койки в стационарах.
"С одной стороны, постепенный перевод бюджетного финансирования медицинской помощи в систему ОМС происходит уже не первый год, - пояснил "Российской газете" глава Лиги пациентов Александр Саверский. - Но с высокотехнологичной помощью действительно вижу серьезную угрозу. Это - дорогостоящая помощь. Каким образом "вычленять" на нее средства из бюджета ОМС, не ущемляя прочих статей расхода? Откуда брать дополнительные деньги? Особенно, если учесть, что тарифные ставки по ОМС остаются на прежнем уровне. Очевидно, ниоткуда. Особенно, если учесть, что о передаче бюджетных сумм, которые тратились на ВМП, Фонду ОМС речи не идет.
Еще один негативный момент: до сих пор ВМП оказывалась по так называемым квотам. То есть деньги следовали за конкретным пациентом. Федеральные центры значительную часть финансирования получали именно за счет квот - это стимулировало их к оказанию помощи. Каким образом будет выстраиваться их работа в следующем году - тоже пока не ясно. Но на пользу пациентам перемены явно не пойдут. В Москве, например, уже сейчас заявляют о том, что количество стационарных коек сокращается на 20%. Бесплатная качественная медпомощь становится недоступной, людей "выдавливают" в коммерческую медицину".
В Минздраве "Российской газете" пояснили, что все грядущие изменения хорошо просчитывались. Во-первых, ФОМС будет возмещать стоимость проведения той или иной высокотехнологичной операции по тем же нормативам, что и бюджет. "Для этого система ОМС насыщается деньгами, - поясняют в Минздраве. - В частности, увеличивается тариф страховых платежей за неработающее население. Плюс предусматривается передача ресурсов и из федерального бюджета". Если в этом году бюджет трат ОМС составляет около 1 триллиона рублей, то в следующем - он вырастет примерно на 200 млрд., до 1,2 триллиона рублей. Во-вторых, переход планируется постепенным - со следующего года в медстраховку включаются самые массовые виды помощи, которые уже широко делают в региональных медцентрах. "Штучные" же направления (например, трансплантация, нейрохирургия и проч.) по-прежнему остаются в ведении бюджета. Наконец, во всех территориальных программах ОМС есть жесткие сроки ожидания получения таких видов лечения - не более 30 дней. Поэтому увеличения очередей на операцию в Минздраве не ожидают.