28.10.2013 23:47
    Поделиться

    Усиливается контроль за соблюдением банками налогового законодательства

    Банки не только платят налоги, но и перечисляют в бюджет налоговые платежи других компаний. Налоговая служба должна этот процесс контролировать, однако Налоговым кодексом такие проверки до сих пор регламентированы не были.

    В ноябре Госдума рассмотрит в первом чтении правительственный законопроект, который вводит новый раздел Налогового кодекса - 5.2. В нем будет прописан еще один вид налоговых проверок - контроль над исполнением банками обязанностей, установленных налоговым законодательством по перечислению налогов и сборов в бюджет и представлению определенных сведений Федеральной налоговой службе. Такой контроль необходим для соблюдения интересов бюджета, поясняют разработчики закона.

    Для этого контроля налоговикам, как написано в пояснительной записке, необходимы не только документальные проверки банков в инспекциях, но и соответствующие проверки, проводимые в помещениях кредитных организаций. Также, если законопроект будет принят, налогоплательщикам не нужно будет сообщать в налоговые органы об открытии, закрытии или изменении реквизитов счета в казначействе. Это будет делать само казначейство.

    "На банки возложено много не свойственных им функций. В частности - функции сообщать об открытии и закрытии счетов налогоплательщикам, взыскивать с них обязательные налоговые платежи (если у клиента картотека к счету, то есть если он должен денег в бюджет, то любые поступления на счет должны перечисляться этим первоочередным адресатам) и другие.

    Не секрет, что нередко банки стоят перед дилеммой: направить поступившие средства клиента на погашение кредита в банке или исполнить свои "несвойственные" функции и направить эти средства в бюджет на погашение налоговой задолженности клиента. И тем самым получить безнадежный к взысканию долг и потерять клиента", - говорит директор московского офиса компании Tax Consulting U.K Эдуард Савуляк.

    Житейская логика подсказывает, что нередко банки играют на стороне клиента. Тем более что применение каких-то санкций ни к одному из банков вспомнить не удается. Для того чтобы проверить банки, и введены данные поправки. "Странно, что поправки не были введены раньше. Ведь особенно они были актуальны в периоды глобальных кризисов (1998, 2008 и т.д. годы), когда каждый думал только о себе, но точно не о налоговых обязательствах. Вместе с тем ответственность банков в законопроекте прописана достаточно лояльно. Не удивлюсь, что именно поэтому многие банки будут и дальше сознательно не исполнять функции, возложенные на них ФНС", - считает Эдуард Савуляк.

    Порядок проведения нового вида проверок во многом похож на выездные налоговые проверки. В частности, совпадают место проведения проверки (это территория банка), объем полномочий проверяющих и проводимые мероприятия налогового контроля. Это осмотр помещений и документов, получение объяснений, выемка документов, проведение экспертизы. А также допрос свидетелей и истребование информации у контрагентов проверяемого банка. Совпадают и другие процедурные вопросы, касающиеся сроков, периодичности, длительности проведения таких проверок и порядка оформления их результатов. Речь идет о контроле именно за банками, а не их клиентами, подчеркивают разработчики закона.

    Налоговый консультант "МЭФ-Аудит" Эльвира Ягудина отмечает, что для налогоплательщиков в законе предусмотрены некоторые послабления. "Плюсы для налогоплательщиков, в том числе организаций, ИП, нотариусов, адвокатов, управляющих товарищей - участников договоров инвестиционного товарищества в том, что законопроект предусматривает отмену некоторых обязанностей. Во-первых, информировать ФНС об открытии, закрытии или изменении реквизитов счетов и лицевых счетов в органах Федерального казначейства. Во-вторых, сообщать в налоговые органы о возникновении или прекращении права использовать корпоративные электронные средства платежа для переводов электронных денежных средств. В-третьих, сообщать в налоговые органы о реорганизации или ликвидации организации (поскольку аналогичная обязанность установлена п. 1 ст. 13.1 и п.1 ст. 20 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей").

    Вместе с тем сами банки принятие поправок вряд ли обрадует. "Ужесточение контроля за банками направлено на противодействие нелегальной банковской деятельности. Однако реализация предлагаемых мер скажется и на законопослушных банках, поскольку приведет к существенному росту объема отчетности и трудозатрат. Учитывая, что надзор за деятельностью кредитных организаций осуществляется Центральным банком Российской Федерации, введение нового вида налоговых проверок приведет к дублированию полномочий государственных органов и увеличению административной нагрузки на банки", - говорит Эльвира Ягудина.

    С ней согласны и другие эксперты. "Законопроект весьма неоднозначен и в предложенном виде может повлечь для банков весьма негативные последствия финансового, организационного и технического характера. Увеличение количества проверок, безусловно, приведет к росту административной нагрузки на банки (включая документооборот). При этом в рамках действующего законодательства в налоговые органы поступает вся необходимая информация как от банков, так и от налогоплательщиков - клиентов банка. Соответственно, налоговые органы могут осуществлять налоговый контроль за соблюдением банками ст. 46, 60, 76, 86 Налогового кодекса в рамках выездных и камеральных налоговых проверок.

    Кроме того, необоснованная избыточность налогового контроля (в том числе путем дублирования проверок) в целом снижает эффективность использования государственных ресурсов и способствует злоупотреблениям должностными полномочиями контролирующими органами. С учетом вышеизложенного предложенный законопроект целесообразно доработать", - считает директор департамента абонентского обслуживания компании МКПЦН Татьяна Винокурова.

    В числе плюсов законопроекта эксперты отмечают тот факт, что он не только расширяет полномочия налоговиков при контроле за исполнением банками соответствующих обязанностей, но и обеспечивает гарантию защиты прав проверяемых банков. Законопроектом, в частности, предусмотрена обязанность налоговых органов выдавать копии решений, принятых по итогам проверки, и направлять банку копии акта проверки. Кроме того, при проведении проверки исполнения банками обязанностей установлен запрет причинения неправомерного вреда проверяемому банку и возмещение в полном объеме убытков, причиненных неправомерными действиями налоговых органов или их должностных лиц при проведении налогового контроля. А также наличие ограничения по проведению повторной проверки исполнения обязанностей банками и право банка представлять письменные возражения по акту проверки.

    Законопроект также уточняет ответственность банков в отношении обязанности сообщать в ФНС сведения о счете инвестиционного товарищества. Кроме того, предусмотрена возможность привлечения банков к ответственности за неправомерное или несвоевременное сообщение банком сведений в ФНС. За это правонарушение предлагается взимать штраф в размере 10 тысяч рублей, а за повторное правонарушение - 20 тысяч рублей. При этом, отмечает Эльвира Ягудина, необходимо отметить, что понятие "неправомерное несообщение" банком сведений налоговому органу (ст. 132.1 НК РФ) в законопроекте не раскрыто.

    Поделиться