В Омске вышел первый том книги памяти раскулаченных крестьян

В Омске презентовали первый том книги памяти "Крестьянская Голгофа".  Издание содержит сведения о 3,5 тысячах семей крестьян Омской области, раскулаченных и высланных в необжитую тайгу на верную гибель в 30-х годах прошлого века. По словам очевидцев, даже Гулаг, по сравнению с условиями, в которые попадали многодетные семьи "кулаков", меркнет.

Книга содержит документы тех лет, фотографии, воспоминания, рассказы о судьбах людей, фотографий. Среди авторов тома - ученые, писатели, журналисты, потомки репрессированных омичей.

По данным историков, всего в регионе было раскулачено около 28 тысяч семей. Домой вернулись немногие. Более 70-ти процентов пострадавших  - дети.

А началось все в 1928 году, года в молодой стране Советов настали голодные времена. Чтобы решить проблему, руководство республики ввело так называемые чрезвычайные меры, которые вскоре вылились в непомерные поборы с крестьян. С агитацией и разъяснением новой политики в хлеборобные регионы отправились члены Политбюро ЦК ВКП(б).

- В тот год Омскую область с коротким визитом посетил Иосиф Сталин, - говорит главный редактор книги Памяти Мария Сбитнева. - Он призывал местных руководителей не церемониться с "саботажниками", отказывающимися добровольно за бесценок сдавать зерно, а также объявить войну кулакам. Вскоре для зажиточных крестьянских дворов ввели индивидуальный налог, многократно превосходящий прежнюю систему сборов.

Расчет был прост - создать невыносимые условия для "крепкого мужика", выбить его из колеи, пополнить за его счет худосочное имущество колхозов.

В 1929 году советская власть приняла решение ликвидировать кулака, как класс, и приступила к сплошной коллективизации. Были отменены законы об аренде земли и трудовом найме. В деревне начался "великий перелом".

Уже в начале весны на север Омской области в сторону Васюганских болот потянулись первые ссыльные обозы. В повозках - старики, дети, беременные и кормящие женщины. На улице - обычный для марта мороз. Очень скоро по сторонам скорбного тракта стали появляться могилы. Первыми погибали оставшиеся без молока младенцы.

- Нас привезли в Кулай почти на голое место, - вспоминают участники событий.  - Выгрузили, сказали: "Живите". Когда рассвело, мы увидели страшную картину. Замерзшую мать, и стайку сбившихся возле нее восьмерых окоченевших детей.

Подобная участь постигла многие семьи, которые высылали без мужиков. В то время нередко, чтобы не создавалось лишних препятствий, взрослых мужчин удерживали в комендатуре. И пока шел разбор "полетов", родственников отправляли на выселки. Когда туда с очередным этапом прибывал глава семейства, нередко встречать его уже было некому…

"Крестьянская Голгофа" - дань памяти безвинно погибшим землякам, напоминание о зловещем периоде в развитии нашего государства, который не должен повториться.

Книга, куда попали имена 3,5 тысяч реабилитированных сельских жителей Омской области, представляет большую ценность не только для их родных и близких омичей, пострадавших от жестоких репрессий, но и для историков, краеведов, архивистов.

Между тем

Книга памяти "Крестьянская Голгофа", объемом 526 страниц, издана тиражом 800 экземпляров. По словам министра труда и социального развития Михаила Дитятковского, это издание - не последнее. Всего до 2015 года планируется выпустить в свет 5 томов, в которые войдут сведения о 25 тысячах крестьянских семей Прииртышья, ставших жертвами раскулачивания. Финансирует проект правительство Омской области.