В Нижегородской области могут пустить трамвай по воздуху

Трамвайную линию до Щербинок могут пустить по воздуху, типовые панельные дома раскрасят в яркие цвета, а Щелковский хутор станет национальным парком. Об этих и других потенциальных проектах, которые должны сделать жизнь нижегородцев лучше, в интервью "РГ" рассказал глава администрации города Олег Кондрашов.
Глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов посетил редакцию "РГ"
1/9
Фото: Николай Нестеренко/ РГ

Олег Александрович, вы уже почти три года работаете главой администрации Нижнего Новгорода, при этом в рамках так называемой "двуглавой системы". Насколько она эффективна для управления городом по сравнению с прежней, когда мэр избирался напрямую жителями?

Олег Кондрашов: Если бы я был выбранным мэром, работать было намного проще, так как решения принимались бы в одном месте. Но я не говорю, что это хорошо. Сейчас муниципальная власть привыкает работать не в декларируемой, а реальной ответственности перед жителями. Оценка выбранному мэру дается, как правило, перед следующими выборами, то есть раз в 4-5 лет. Да и то исход переизбрания во многом будет зависеть не от реальных дел, а от проведенной предвыборной кампании. "Двуглавая система" не дает расслабиться, депутаты могут разорвать контракт с главой администрации когда угодно. Глава города и депутаты гордумы осуществляют постоянный контроль за работой администрации.

Можно долго спорить и обсуждать, насколько депутаты городских дум в принципе профессиональны, искренни, компетентны. Но то, что они с превеликим удовольствием и в полной мере пользуются своими полномочиями относительно контроля и требования отчетности, - вы можете быть в этом уверены. Это сложно и иногда даже досадно. На пути к реализации каких-либо проектов стоит огромное количество заседаний комитетов, комиссий, самой гордумы, которая все разбирает по косточкам. Конечно, возникают сложности. Разговор про изменение формы собственности парка Швейцария шел года полтора, гордума к этому вопросу подошла сверхвнимательно. И в этом есть свои плюсы, потому что я двадцать раз подумал, а правильно ли то, что планирую делать. В итоге практика показала, что решение было единственно верным.

По поводу выбранных и назначенных мэров. Часто звучит мысль - мы не выбирали главу города. Как это не выбирали? Он был избран депутатом гордумы и впоследствии назначен точно такими же избранными депутатами на пост главы города. С другой стороны, а что, не может быть всенародно избранный мэр самодуром, который наворотит дел, прикрываясь тем, что ему доверили этот пост жители? Такие примеры были. А вообще я глубоко убежден, что людям не так важен символизм выборности, как качество работы власти.

Три дня вы провели на семинаре-совещании для глав российских городов в Москве, организованном администрацией Президента. В числе прочих обсуждались вопросы развития городской среды. Что конкретно для себя вы вынесли из этой поездки, что будет реализовано у нас в городе?

Олег Кондрашов: В Москве прозвучала важная цифра - 70 процентов населения России живет в городах. Это значит, что от качества работы городских властей зависит отношение жителей к жизни в стране и тем, кто ими управляет.

В современных российских городах все в порядке с торговыми центрами, офисами, производствами - это сформировал рынок. А с тем, что называется комфортным городским пространством, - серьезные проблемы. Мы постоянно говорим про патриотизм. Он складывается из любви, гордости за свой двор, в котором вырос, за свой район и город. Наша задача - сделать так, чтобы у жителей таких поводов для гордости было как можно больше. Это вопрос сохранения исторического центра, проектов развития Нижневолжской набережной, Рождественской стороны и так далее.

На семинаре было очень много хороших примеров, как изменить городскую среду к лучшему всего за несколько лет. Я прямо записывал. Есть Тирана - столица Албании. Казалось бы, не пример для Нижнего Новгорода. В Тиране решили перекрашивать фасады домов - там похожая однотипная застройка - во все цвета, кроме серого. Какого цвета наши микрорайоны - та же улица Надежды Сусловой? Серые. Все это не может не сказываться на восприятии мира. При этом подобный проект можно реализовать совсем за небольшие деньги.

Проектов было очень много. На семинаре мэрам предложили встать на место жителей и сказать, что бы мы хотели видеть в своих городах? Я ответил, что нам нужно возродить речной транспорт, сделать береговую инфраструктуру, сейчас город и река живут отдельно друг от друга. Я предложил сделать эко-деревню, думая о Щелковском хуторе. Сейчас это заброшенный памятник природы. Возможно сделать на этом месте национальный парк, благоустроенный для жителей. Будем думать в этом направлении.

Кстати, какой вам видится судьба Музея архитектуры и быта народов Нижегородского Поволжья, который сейчас находится в плачевном состоянии. С 1 января он будет в городском, а не областном подчинении. Общественность давно бьет тревогу по этому поводу.

Олег Кондрашов: Что касается музея, то хуже, чем есть сейчас, уже не будет. Там можно начинать все заново, вместе с музеем деревянной скульптуры возможно сделать и упомянутую эко-деревню, вплоть до того, что где-то рядом завести домашних животных, а то многие горожане в сельской местности ни разу не были.

О реакции общественности на работу власти в целом и по этой ситуации в частности. У нас многие привыкли быть в роли жертвы. Такие люди говорят: мы не принимаем решений, все делает власть, естественно, чаще всего не так, как надо. Есть группы людей, которые круглыми сутками обсуждают работу власти на форумах, а при этом, все ли они сами сделали, чтобы мир вокруг был лучше? Сначала надо сделать что-то самому, а потом давать оценки другим. И это, в том числе, власть должна менять людей, пробуждать в них ответственность.

Приведу пример мэра Боготы, столицы Колумбии. В городе были огромные проблемы с преступностью, неуважением на дорогах, мусором. Знаете, что он делал? Он одевался в костюм супермена и ходил по городу, привлекая внимание в том числе СМИ к тем, кто, мусорит, нарушает правила. Люди чувствовали себя неуютно, многим было стыдно, и они исправлялись.

По улицам Боготы ходили мимы и заставляли водителей соблюдать ПДД, высмеивая тех, кто паркуется на тротуарах, не пропускает пешеходов. Дошло до того, что мимы стали чуть ли не авторитетнее сотрудников местной дорожной полиции. Люди по-другому посмотрели на себя, стала складываться атмосфера нетерпимости к тому, что мы каждый день видим и с чем миримся.

Комфортная городская среда - это еще и ситуация на дорогах. ГИБДД не справляется с регулировкой дорожного движения в городе. Может быть, стоит создать специальную муниципальную службу, которая регулировала бы траффик, помогала избегать пробок? Вовлечь в эту работу активных граждан, готовых стать волонтерами наподобие упомянутых мимов?

Олег Кондрашов: Для начала нужно, чтобы каждый горожанин вел себя на дороге ответственно, начал исправлять ситуацию с себя. Не парковался, где это не положено, не выезжал бы на перекресток, если впереди затор. Хотя бы перестал выбрасывать мусор из машины в окно, далеко не все это делают.

Второе. Главным заказчиком услуги по организации движения является городская власть. ГИБДД действительно бывает, что не справляется, бывают ситуации, когда в каком-то районе в течение дня нет ни одного экипажа. Рано или поздно вопрос передачи муниципалитету функций полиции общественной безопасности, парковочной, экологической полиции будет решен. Сейчас это невозможно в силу ограничений федерального законодательства.

В этом году отопительный сезон стартовал без серьезных сбоев и вновь досрочно. Может быть, пойти дальше и включать тепло не централизованно решением мэрии, а по заявкам жителей через ДУКи, ТСЖ, УК?

Олег Кондрашов: У нас порядка 10 тысяч многоквартирных домов, часть из них отапливается индивидуальными или локальными котельными, но это не более 20 процентов. Все остальное - центральное отопление, большие ТЭЦ, как Автозаводская, Сормовская, это наследие советского планирования, почти нигде в мире такого нет. С одной стороны, производство тепла там более дешевое, но ведь его еще надо довести до квартиры. Когда трубы ветшают, их надо ремонтировать - это огромные затраты. У нас только магистральных и внутриквартальных труб - 2,5 тысячи километров. За прошлый год отремонтировано 80 километров, и это уже достижение. Я считаю, что в будущем от централизованной системы отопления надо уходить в пользу индивидуальной. Но быстро отказаться от нынешней системы технически невозможно.

Вообще, ЖКХ - самая больная для жителей тема, но обсуждение всегда идет с одной стороны - дайте денег, чтобы все исправить, починить, улучшить. Заставьте управляющие компании (УК) работать эффективно. При этом жалующиеся напрочь забывают о том, что они сами являются собственниками жилья и также несут ответственность за порядок в своем хозяйстве. Они нанимают в рыночных условиях УК и несут ответственность за свой выбор. К примеру, у жителей частных домов таких проблем намного меньше. Они не пишут, что у них не убирают снег, нет тепла и так далее. Мы должны научить людей разбираться в своих правах и уметь отстаивать их, пользоваться теми полномочиями для решения проблем, которые у них уже есть.

Для этого мы вовлекаем общественность в обсуждение городских вопросов. Это наша программа "Большой муниципалитет", которая работает уже второй год. Активным жителям дается возможность сформулировать свои предложения, часть из них уже реализуется. В частности, речь идет о возрождении института управдомов.

Недавно мэрия закупила новые поезда метро, до 2018 года планируется обновить весь подвижной состав. Какие планы по обновлению парка автобусов и трамваев?

Олег Кондрашов: Проблема общественного транспорта состоит из двух частей. Первая - организация сообщения, у нас с давних времен отсутствует комплексная транспортная схема. Поэтому многие маршруты дублируются, метро из-за этого чуть не разорилось, так как по тем же направлениям ездило много частных перевозчиков. После введения в строй станции "Горьковская", метро оживилось, сейчас вычищаем автобусные маршруты, которые дублируют подземку.

Вторая - состояние подвижного состава, сейчас оно неудовлетворительное. Хотя мы уже заставляем частников закупать новые автобусы, появилось много оранжевых "ПАЗиков" последней модели. Также мы подали заявку на покупку автобусов и трамваев на условиях софинансирования с федеральным бюджетом. До конца года ждем ответа правительства, если его не будет, 200 автобусов мы купим сами, ждать уже нельзя.

Что касается трамваев, то за ними - будущее, в этом году на условиях софинансирования с федеральным бюджетом мы купили 20 вагонов, подали заявки на будущий год. Надо создать условия для развития этого вида транспорта, в первую очередь, речь идет о выделенных линиях. Планируется новая линия до Щербинок, метро тянуть туда дорого и не известно, когда на это появятся деньги. В качестве варианта рассматривается строительство трамвайной ветки на Анкудиновском шоссе либо над проспектом Гагарина, когда пути проложат на специальных опорах. Это может показаться фантастикой, но я хочу сказать, что не надо бояться масштабных проектов, не надо бояться мечтать!

Не так давно я предложил обсудить проект развития Нижневолжской набережной - сделать эту зону полностью пешеходной, а машины убрать в подземный тоннель. Что тут началось! Было много положительных отзывов, пошло обсуждение, в том числе в экспертном сообществе, что немаловажно. Но некоторые обвинили и в маниловщине, в желании "попилить" бюджет, назвали фантазером. А ведь это была идея, концепт, направление нашей мысли, как может развиваться город.

Почему мы так боимся помечтать? Я уверен, что через 10 или 20 лет Нижневолжская набережная обязательно станет пешеходной. Нужно замахиваться на большое. Иначе мы будем просто строить типовые дома и ремонтировать дороги, что конечно, надо делать. Но рядом будет невиданными темпами развиваться та же Казань, где власти и архитекторы не боятся рисковать, реализовывать крупные проекты, которые делают город краше. И жители будут уезжать туда, где кто-то мечтал и делал что-то из ряда вон выходящее.

В том же Мадриде убрали дорогу на набережной реки, сделали пешеходную зону. Никто не умер, катастрофы не произошло. Та же ситуация в Париже, где набережная Сены станет окончательно пешеходной. В Нью-Йорке построили Хай-Лайн парк на бывших железнодорожных путях, которые шли над землей. Там ежегодно гуляют 4,5 миллиона туристов. Чем мы хуже? Всего можно добиться при желании. Давайте верить в мечты, они закладывают основу будущего развития.