А вчера глава министерства Денис Мантуров, руководитель "Роснано" Анатолий Чубайс и министр высшего образования и научных исследований Франции Женевьев Фьоразо открыли выставку инновационных компаний. Она проходит в рамках Московского международного форума "Открытые инновации" и представляет проекты по фармацевтики, пищевой промышленности, косметологии.
Цель - поднять на общенациональный уровень тему инновационного развития страны, внедрения современных технологий во все отрасли экономики.
Одна из ключевых тем - новые материалы для жилищного строительства, альтернативной энергетики, авиастроения. Посетители выставки уже оценили возможности "умного" муниципалитета, так называемого ситуационного центра, который позволяет оперативно решать управленческие задачи. А также многочисленные образцы медицинских достижений. С помощью технологии по расшифровке генома врачи смогут быстро диагностировать до 95 процентов заболеваний, тест-полоски определят угрозу инфаркта миокарда, а "дневники здоровья" онлайн помогут врачам вести дистанционный прием.
Денис Валентинович, на выставке много новейших разработок из самых разных отраслей. Это "выставочный" эффект, или все-таки мы видим реальные сдвиги?
Денис Мантуров: Сегодня здесь широко представлены все сектора промышленности. Есть уникальные образцы. Очень много и таких, которые если не опережают, то, как минимум, идут вровень с мировыми аналогами. За последние четыре года объемы производства инновационных товаров и услуг в России увеличились практически в три раза. А их вес в общем объеме выпущенной продукции вырос с 4,5 до 8 процентов. При этом до момента запуска в производство новая разработка должна пройти, как минимум, две стадии.
Сначала научные исследования (НИР), затем опытно-конструкторские работы (ОКР). Только при условии, что они успешно реализованы, может появиться действительно инновационный продукт.
Как вы оцениваете вклад бизнеса в развитие инноваций в промышленности?
Денис Мантуров: Пока фактически только государство финансирует большинство научных разработок.
За пять последних лет государственные инвестиции в фундаментальные и прикладные исследования удвоились, а за десять лет выросли более чем в десять раз. С 31 миллиарда рублей в 2003 году до 356 миллиардов рублей в 2012 году, в сопоставимых ценах. Участие же бизнеса в инвестировании в науку оставляет желать лучшего. Если госвложения увеличиваются почти на 15 процентов в год, то его затраты на исследования растут на 3-5 процентов.
Кроме того, у нас очень низкий процент внедрения результатов НИОКР - всего 16 процентов. А значит, отдача от инвестиций невысока. Эти две проблемы между собой взаимосвязаны. Решать их нужно в комплексе при непосредственном участии самого бизнеса.
Известно, что в "закромах" министерств и ведомств, в том числе с советских времен, хранятся тысячи "засекреченных" перспективных разработок и исследований. Может ли государство бесплатно поделиться этим с частными компаниями?
Денис Мантуров: В этом направлении так сейчас и действуем, обеспечивая доступность для компаний результатов интеллектуальной деятельности (РИД), которые созданы или создаются за счет бюджетных средств.
За Российской Федерацией в лице Минпромторга в настоящее время закреплены права на использование около 9 тысяч объектов интеллектуальной собственности как гражданского, так и военного назначения. Из них в режиме коммерческой тайны остаются 7 тысяч объектов, то есть 80 процентов. В то время как количество РИДов, которые действительно нужно охранять как государственную тайну (они состоят на учете департамента оборонно-промышленного комплекса), - менее 3 процентов от общего количества.
Недавно, с 1 октября 2013 года вступили в действие новые упрощенные правила распоряжения госзаказчиками правами на РИДы. В большинстве случаев эти права для внедрения в жизнь мы предлагаем самим исполнителям научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Если они не хотят ими воспользоваться в течение полугода, то безвозмездную лицензию предоставляем по заявке любым заинтересованным частным компаниям.
Интерес к РИДам уже проявляют институты развития ("Роснано", "Ростех"), которые готовы воспользоваться новыми возможностями для коммерциализации. Мы рассчитываем, что этот механизм позволит быстро ввести в хозяйственный оборот максимальное число востребованных объектов интеллектуальной собственности. В дальнейшем вновь создаваемые РИДы не будут "залеживаться на полке", а станут автоматически включаться в процесс внедрения на производстве.
А как еще можно стимулировать компании активнее инвестировать в новые разработки?
Денис Мантуров: Государство готово помогать бизнесу проводить собственные исследования. Для этого министерство предусмотрело в проекте бюджета субсидии на НИОКР. В 2014 году на них выделено более одного миллиарда рублей. Используя эту субсидию, компания получает преимущественное право на РИД. Но она должна взять на себя обязательства по внедрению результатов исследований и выпуску конкретных объемов конечной продукции. Если эти условия не будут выполнены, то она должна вернуть бюджетные средства.
С 2014 года этот механизм мы запустим по отраслям, которые включены в госпрограмму "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности". Правильно выстроенный механизм внедрения НИОКР позволил США за 10 лет создать более 3 тысяч компаний, 270 тысяч рабочих мест и почти 190 миллиардов долларов вклада в ВВП.
Но в данном случае речь идет только о первом этапе внедрения новых разработок в производство, а что с опытно-конструкторскими работами?
Денис Мантуров: Здесь нужна инфраструктура, которая обеспечит внедрение НИОКР в производство. Так называемые инжиниринговые услуги. У нас эта сфера не на самом высоком уровне. В то время как в развитых странах именно инжиниринг обеспечивает жесткую связку науки и промышленности.
Сейчас мы готовим подпрограмму по инжинирингу, которая дополнит госпрограмму "Развитие промышленности и ее конкурентоспособности". Предусмотрели в ней целый комплекс мер адресной поддержки разным по масштабу компаниям. И тем, которые уже существуют в индустрии, и вновь создаваемым. Особое внимание - поддержке малых и средних инжиниринговых компаний и центров, которые будут созданы на базе технических вузов и университетов страны.
Несколько дней назад Минпромторг совместно с минобрнауки подвели итоги конкурса на формирование таких центров. В конкурсе приняли участие более 80 технических вузов. Победителями стали 11 институтов из разных уголков страны. До конца этого года они получат финансирование на создание инжиниринговых центров. Цена вопроса - полмиллиарда рублей. Это первый шаг к созданию национальной инжиниринговой сети.
Недавно в МИФИ вы впервые представили Стратегию по радиоэлектронике, причем еще до ее утверждения. Почему?
Денис Мантуров: Я считаю вполне обоснованным, чтобы старшекурсники, которые планируют связать свое будущее с этой отраслью, в первую очередь познакомились с ее перспективами. Документ охватывает масштабный период до 2030 года.
С развитием радиоэлектронной отрасли мы связываем большие надежды. За последние 10 лет доля радиоэлектронных комплектующих в составе готовых изделий в обрабатывающих секторах увеличилась с 17 до 26 процентов. Отрасль не просто восстанавливается, а растет существенно более высокими темпами, чем промышленность в целом. В 2012 году рост 12,5 процента. Господдержку мы сфокусируем на высокоприбыльных секторах профессиональной и специальной электроники. Основным потребителем продукции будет военно-промышленный комплекс и ряд гражданских отраслей - автопром, телекоммуникации, энергетическое оборудование, медицинская техника и другие.
Задачи, которые мы ставим, очень амбициозные. Нам нужно обогнать мировой рынок по темпам роста, добившись чтобы выручка и производительность в отрасли увеличились в несколько раз. И таким образом наша доля на внутреннем и внешнем рынке удвоилась.
Минпромторг курирует создание новой отрасли промышленности - производство композитных материалов.
Денис Мантуров: Уже сформирован пул крупнейших заказчиков, для которых будут выпускаться инновационные материалы и конструкции для строительства, ремонта и реконструкции объектов инфраструктуры. Принято решение о создании масштабного промышленного кластера по производству композитов на территории нескольких областей в Центральном федеральном округе.