Новости

Рубрику ведет Валентина Матвиенко
В этом году российскому дополнительному образованию детей исполнилось 95 лет. Жаль, что за пределами образовательного сообщества дата осталась почти незамеченной.

Наша страна - первая в мире, где это направление воспитания и обучения выросло в систему центров, домов детского творчества, детско-юношеских спортивных школ, станций юных техников и юных натуралистов, кружков и секций в общеобразовательных школах. Миллионам детей, подростков дополнительное образование помогло раскрыть свои дарования, таланты, обрести вкус к творчеству, сделать первые шаги в будущей профессии. Стране в целом оно помогло сформировать мощный пласт хорошо образованных, духовно богатых, деятельных людей.

Система дополнительного образования не только не изжила себя, напротив, ее роль многократно возрастает, потому что мы живем в такое время, когда положение любой страны в мире определяется в первую очередь качеством человеческих ресурсов, которыми она располагает. Исходя из этого, в 2011-2013 годы впервые за 20 лет в стране принят ряд документов, официально включающих дополнительное образование детей в ряд приоритетов государственной образовательной политики. Фактически сформирована долгосрочная стратегия развития дополнительного образования детей в современных условиях.

С ее реализацией мы связываем немалые надежды. В самом деле, сегодня в нашей стране почти 8 тысяч учреждений, организаций дополнительного образования, услугами которых пользуются 8,4 миллиона детей в возрасте от 5 до 18 лет. Цифра, на первый взгляд, внушительная. Однако это лишь 40 процентов детей и подростков, тогда как две трети детей остаются вне сферы дополнительного образования. Наша цель - привлечь в нее к 2020 году 70-75 процентов детей и подростков. Если нам это удастся, мы сделаем крупный шаг вперед в воспитании, интеллектуальном, художественном, физическом развитии детей, а значит и в повышении конкурентоспособности нашей страны на мировой арене.

Эта цель не только декларируется, под ее достижение выделяются немалые ресурсы. Дело за тем, чтобы использовать их строго целевым образом и максимально эффективно. Для этого необходимо, чтобы органы власти субъектов РФ, местного самоуправления рассматривали дополнительное образование как дело большой государственной и общественной значимости. Ведь дополнительное не значит второстепенное, вместе с общеобразовательной школой оно решает важные задачи развития личности, делая это развитие более многогранным и гармоничным. Вот почему, на мой взгляд, в рамках общеобразовательных школ тоже можно и нужно активнее реализовывать программы дополнительного образования. В ряде регионов такой опыт имеется,

Россия - одна из немногих стран, где услуги дополнительного образования детей финансируются из бюджета. В 2012 году в его учреждениях, организациях за счет бюджета обучалось 68 процентов дошкольников и 83 процента детей школьного возраста, 94 процента всех расходов на эти цели покрывались за счет бюджета.

Несмотря на проблемы, с которыми сейчас сталкиваются бюджеты всех уровней, крутой поворот к расширению платности в дополнительном образовании детей в планы государства не входит. Оплата услуг дополнительного образования населением законом допускается, но не взамен бюджетного финансирования, а наряду с ним. Вместе с тем в развитии этой системы, в повышении качества оказываемых ею услуг без привлечения внебюджетных средств не обойтись. Жизнь требует гибкого сочетания обоих механизмов финансирования. Некоторые регионы уже начали такую работу, направляя усилия не столько на взимание платы с родителей, это проще всего, сколько на привлечение средств спонсоров и благотворителей. Например, в Перми при поддержке регионального министерства образования совместно с Пермской научно-производственной приборостроительной компанией создан Интерактивный музей физики, в рамках которого действуют Школа фотоники и Академия робототехники. Занятия проходят в группах дополнительного образования, посещать их могут все дети.

По сравнению с общеобразовательной школой деятельность учреждений, организаций дополнительного образования детей регламентируется ощутимо меньше. Думаю, такая практика отвечает специфике дополнительного образования, вряд ли здесь стоит что-то коренным образом менять. Вместе с тем важно, чтобы учреждения этой сферы как можно полнее учитывали в своей работе приоритеты государства, страны, общества. Сегодня здесь преобладают программы художественной направленности и программы физической культуры и спорта. По всем остальным программам - техника, биология, экология, краеведение, туризм и так далее - обучается менее трети учащихся.

Я всецело за то, чтобы дети приобщались к культуре, искусству, занимались спортом: человек должен быть разносторонне, гармонично развит. Но и потребности страны тоже должны приниматься во внимание. Сейчас Россия остро нуждается в инженерах, других специалистах, разрабатывающих высокие технологии, выпускающих наукоемкие изделия, умеющих осуществлять инновации. Хотелось бы, чтобы учреждения дополнительного образования детей учитывали этот общественный запрос в своей деятельности.

Выступая на заседании Валдайского клуба, Владимир Путин отметил исключительную важность сохранения всего того в истории, культуре, что цементирует российскую нацию, служит духовной основой ее развития. Поставленная главой государства задача упрочения гражданской идентичности российской нации носит системный характер. Ее решение требует одновременной и скоординированной работы по целому ряду направлений. Именно это призвана обеспечить национальная стратегия развития воспитания в Российской Федерации, разработка которой предусмотрена майским указом президента России, Национальной стратегией действий в интересах детей, планом работы правительства. Подготовка проекта стратегии поручена Министерству образования и науки РФ.

Дополнительное образование детей, несомненно, займет в этой стратегии должное место. Вместе с тем, полагаю, учреждения, организации этой системы могли бы уже сегодня, не дожидаясь принятия стратегии, приступить к разработке и осуществлению программ, цель которых - воспитание детей, подростков нашей страны в духе патриотизма, гражданственности, межнационального и межконфессионального согласия.

Важнейший вопрос - величина заработной платы педагогических работников учреждений этой системы. Майский указ президента предусматривает, что в 2013 году заработная плата педагога дополнительного образования должна составить 75 процентов заработной платы учителя общеобразовательной школы того же региона с последующим постепенным приближением ее к средней зарплате учителя. К середине текущего года в большинстве регионов этот уровень не достигнут. В связи с этим из субъектов РФ поступают предложения о передаче полномочий по финансированию заработных плат и учебных расходов в сфере дополнительного образования с муниципального на региональный уровень. Давайте посмотрим, как покажет себя в этом плане недавно вступивший в силу Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации". Думаю, пока спешить с очередной новацией не стоит.

Вопросы, идеи, предложения присылайте Валентине Матвиенко по адресу deti@rg.ru.