04.11.2013 23:41
    Поделиться

    Запрет на покупку чиновниками иномарок стимулирует наш автопром

    Минпромторг разработал проект постановления правительства, запрещающий российским госструктурам покупать автомобили иностранного производства - как легковые, так и грузовые. В ближайшее время проект должен пройти межведомственное согласование, после чего будет направлен в правительство. Вступить в силу документ может уже с 1 января 2014 года.

    "Установить, что до 31 декабря 2014 года дополнительным требованием к участникам размещения заказов при размещении заказов на поставки автотранспортных средств по следующим группам товаров: автомобили легковые, автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов, автобусы, троллейбусы, автомобили специальные, за исключением товаров и их аналогов... для государственных и муниципальных нужд является поставка товаров, страной происхождения которых является РФ и Республика Беларусь", говорится в постановлении. Если такая продукция не производится на территории единого экономического пространства, то она может закупаться за рубежом.

    Эксперты опасаются, что документ постигнет судьба многих подобных законов и постановлений, принятых ранее. Его примут, но либо его будут саботировать, либо исполнять его станет трудно или даже невозможно, и очень быстро он будет предан забвению

    По мнению авторов законопроекта, данная мера позволит защитить российских производителей автомобильной техники от продукции остальных стран - членов ВТО. Правда, не совсем понятно, от кого или чего надо "защищать российский автопром"? И нуждается ли российский автопром в подобной защите? Спрашивал ли его кто-нибудь, нужна ли ему такая защита, вопрошает Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент":

    - Что должно произойти в результате мер этой защиты с автопромом? Появятся новые уникальные модели автомобилей? В разы увеличатся производство и продажи? Или же наши производители должны поглотить всех прочих автопроизводителей? То есть такая постановка вопроса - "Как защитить российский автопром" - вряд ли имеет смысл. Что касается самой сути предложения, то вряд ли эта мера будет работоспособной. Учитывая изобретательность и хитрость нашего населения в целом и чиновников в частности, можно не сомневаться, что будут найдены самые неожиданные способы обойти этот запрет, причем так, что закон при этом не будет нарушен. То есть в прямом виде закупки иностранных (именно по месту производства) автомобилей, может, и не будут производиться, но чиновники вряд ли перестанут на них ездить.

    Если говорить о значительном увеличении спроса именно на машины, произведенные в России, вне зависимости от марки, после введения этого запрета, то этого тоже ждать не стоит, как потому, что они и так являются лидерами продаж, так и потому, что может быть реализовано множество схем, которые позволят обойти этот запрет, и чиновники не пересядут, все как один, на отечественные автомобили.

    - Не стоит забывать и о том, что иностранные автопроизводители очень заинтересованы в российском рынке и найдут возможность не просто сохранить здесь свое присутствие, но при этом сделать доступными для различных органов власти и госкомпаний те модели машин, которые не производятся в России, - полагает Дмитрий Баранов. - Учитывая лоббистские возможности наших чиновников, причем как федеральных, так и региональных, есть очень большие сомнения в том, что это предложение вообще будет принято, а если и будет принято, то итоговый документ может оказаться полностью выхолощенным, лишенным прямого запрета на приобретение такой техники, либо предусматривающий многочисленные исключения из этого запрета.

    Потенциально российский авторынок - крупнейший в Европе, однако в последнее время, в период стагнации, объем продаж в нашей стране значительно снизился. При этом не стоит забывать, что государство - крупнейший покупатель, в том числе и в автомобильной отрасли. Инициатива минпромторга по разработке законопроекта, запрещающего российским госструктурам покупать машины иностранного производства, должна будет, по идее, стимулировать российских автопроизводителей к модернизации и развитию отрасли, считает Роман Приходько, директор по продажам Ауди Центр Варшавка, ГК "АвтоСпецЦентр":

    - Не секрет, что качество и репутация российского автопрома оставляют желать лучшего - срок эксплуатации иномарок намного дольше, а отечественные авто будут списываться каждые несколько лет. Также эта мера, несомненно, будет стимулировать иностранных производителей инвестировать в развитие своих производств в России. И возросшая конкуренция на внутреннем рынке с иностранными производителями в России будет стимулировать и коренных российских производителей повышать качество, внедрять инновации и т.д. Поэтому законодательная инициатива минпромторга, с одной стороны, защищает российских производителей, а с другой стороны, создает необходимость развиваться.

    Правда, эксперты опасаются, что документ постигнет судьба многих подобных законов и постановлений, принятых ранее. Его примут, но окажется, что либо его будут саботировать, либо исполнять его станет трудно или даже невозможно, и очень быстро он будет предан забвению. Поэтому, как говорится, поживем - увидим.

    Поделиться