Новости

05.11.2013 00:51
Рубрика: Экономика

У караванов будет проводник

Россия начинает строить ледоколы нового поколения и наращивает портфель заказов "Атомфлота"
Пять лет, а точнее - 64 месяца, и 37 миллиардов рублей - вот два граничных условия, в которые поставлен "Балтийский завод - судостроение" своим заказчиком в лице "Атомфлота". В такие сроки и такую сумму нужно уложиться корабелам при строительстве нового атомного ледокола, который еще не имеет имени собственного, но должен стать головным среди себе подобных.

Сегодняшняя церемония на стапеле "А" Балтзавода предполагает участие большого числа VIP-персон и носит во многом символический характер. Потому что отсчет тех самых 64 месяцев пошел еще с августа прошлого года, когда был подписан контракт на строительство головного ледокола ЛК-60 по проекту 22220 конструкторского бюро "Айсберг". В бумаге зафиксировано, что "Балтийский завод - судостроение" обязуется в срок до 30 декабря 2017 года построить ледокол "под ключ" и поставить его к причалу "Атомфлота" в Мурманске.

ЦИФРА: 85,105 миллиарда рублей выделено постановлением правительства РФ на строительство в 2014 - 2020 годах двух уже серийных атомных ледоколов проекта 22220

Времени на раскачку совершенно не было. И потому уже в ноябре 2012-го, то есть год назад, на верфи запустили участок плазменной резки и приступили к раскрою металла. Генеральный директор "Атомфлота" Вячеслав Рукша назвал тот первый шаг знаковым для нашей страны. "Это не просто возрождение гражданского атомного судостроения в России, - убежденно заявил он, - но и гарантия того, что в ближайшее 40 - 50 лет наш атомный ледокольный флот будет эффективно и бесперебойно выполнять все задачи, поставленные правительством Российской Федерации, в Арктике и на трассах Северного морского пути".

Генеральный директор верфи "Балтийский завод - судостроение" Александр Вознесенский в долгу не остался. То, что ЛК-60 доверили корабелам Балтзавода, по словам Вознесенского, абсолютно закономерно. Ведь из девяти атомных ледоколов, построенных за полвека, со стапеля Балтзавода сошло шесть.

Сейчас на ходу всего четыре таких судна с ядерной двигательной установкой. Два из них от начала до конца построены балтийцами - это атомоходы "Ямал" (введен в строй в 1993 году) и "50 лет Победы", заложенный еще во времена СССР и принятый в эксплуатацию только в 2007-м. Еще два так называемых мелкосидящих атомохода "Таймыр" и "Вайгач" (используются для работы на мелководье и в устье сибирских рек) были построены в Финляндии, а на Балтийском заводе их оснастили ядерной энергоустановкой.

Сегодня на Балтийском заводе закладывают новый ледорез для Арктики - десятый после "Ленина" и первый в России

Именно различие в тех задачах, которые решались и решаются сейчас с помощью атомных ледоколов, предопределило облик нового атомохода. Тот, что будет сегодня заложен, называют универсальным или, по-другому, двухосадочным. Главная особенность в том, что он будет способен работать как на глубоководных морских участках Северного морского пути, так и на мелководье, вблизи арктического побережья - на шельфе, в устье Енисея и в Обской губе.

С этой целью конструкцией ледокола предусмотрена возможность значительного изменения его веса и осадки путем закачки (или откачки) в трюмы балласта - обычной забортной воды. Для работы на мелких участках ледокол как бы всплывает, при этом минимальная рабочая осадка (8,55 метра) становится почти как у мелкосидящих "Вайгача" и "Таймыра". А когда нужно пробивать судоходный канал в припайных льдах толщиной до 2,5 - 3 метров, тот же вездеход набирает в свои трюмы воды, "приседает" на полтора-два метра и дает повышенные обороты на свои три винта...

Эта универсальность, как ожидают, позволит заменить одним атомоходом два ныне существующих. В планах "Атомфлота" на ближайшие десять лет создание трех таких ледоколов.