Благодаря этим и другим сервисам владельцы смартфонов могут совершать звонки и обмениваться сообщениями и контентом через мобильное интернет-соединение. При этом сами сервисы, использующие сотовые сети, не платят за это сотовым операторам, получая в то же время доход от своих услуг напрямую от сотовых абонентов или за счет рекламы, отмечают эксперты.
В результате, как полагают в J'son & Partners Consulting, доходы операторов переходят в пользу сервисов. Критический уровень проникновения смартфонов, по достижении которого эти сервисы начнут играть заметную роль в снижении операторской выручки, оценивается аналитиками в 35-50 процентов. При этом, по данным Google/Ipsos MediaCT, в настоящее время в России этот показатель находится на уровне 36 процентов, то есть российские сотовые операторы находятся на грани, за которой можно ожидать снижения их доходов от традиционных услуг.
В 2012 году совокупный доход операторов "большой тройки" вырос лишь на 1,5 процента, причем доход от передачи голосовых данных увеличился лишь на 0,5 процента.
Выход из стагнации может состояться благодаря запуску операторами собственных сервисов для передачи голоса и обмена сообщениями, прямое партнерство с взиманием операторами комиссии за предоставление доступа к сервисам или включение доступа к некоторым из них в универсальные тарифные предложения. К участию в процессе могут привлекаться и сами сервисы.