05.11.2013 12:17
    Поделиться

    Карельские моногорода остались без поддержки

    На сегодняшний день в Карелии существуют десять моногородов. В них проживает 23 процента всего населения, градообразующие предприятия выпускают практически 80 процентов всей продукции, они формируют пятую часть всей налоговой базы. Поэтому Карелию и называют монореспубликой. Но ситуация складывается таким образом, что ни один из официально зарегистрированных моногородов не получил поддержки и не стоит за ней в очереди. В общем списке они занимают места с 200 по 209, всего же там 466 моногородов .

    Кстати, все российские города поделены на четыре группы. В первую вошли лишь 7 населенных пунктов, это кризисные города, претендующие на оказание государственной поддержки и имеющие проектную документацию на объекты инфраструктуры, которые включены в комплексные инвестиционные планы. Во второй группе 13 населенных пунктов, в том числе и два из Карелии: поселок Надвоицы и город Кондопога. Это города так называемой красной зоны, в которых проектной документации нет, а мероприятия по модернизации требуют доработки. В третью группу входят города, которые получили поддержку в 2010-2011 годах, тем не менее подлежат особому мониторингу. Они нуждаются в дальнейшей помощи. И четвертая - города, требующие поддержки со стороны субъектов Российской Федерации. Здесь представлены 19 населенных пунктов, в том числе два города из Карелии - Питкяранта и Суоярви.

    Директор Института экономики Карельского научного центра РАН доктор экономических наук Юрий Савельев видит причину в том, что комплексные инвестпланы, которые должны составлять администрации моногородов и с ними выходить на экспертный совет, не соответствуют необходимым требованиям. В них может быть до десятка, а то и больше самых разных проектов, между собой не связанных, просто набор предпринимательских идей.

    Хороший инвестпроект нацелен на создание новых технологичных производств, а не на реанимацию старых

    - Но главная причина - планы нацелены на уже действующие производства, вокруг них все и вертится. А должно быть наоборот, - считает Юрий Савельев. - В министерстве регионального развития России есть типовые инвестиционные проекты, так вот на 60 процентов - это заявки, связанные с созданием новых высокотехнологичных производств, способных создать добавленную стоимость. Только такие проекты имеют приоритет и могут претендовать на финансирование.

    Нет нужды иметь высшее экономическое образование, чтобы проанализировать заявки некоторых моногородов. Например, строительство лодочной станции или открытие базы отдыха. Конечно, они не будут поддержаны, потому что не являются стратегическими для целого города. А вот реализация, например, проекта "Белый медведь" по производству бумажных мешков или организация завода по выпуску пневматического оружия в Сегеже имеют перспективу.

    - Пока же стоимость заявленных шести проектов карельских моногородов равняется 2,2 миллиарда рублей. По количеству и цене по стране это всего 1,1 процента. Для сравнения, В Ленинградской области моногородами заявлено 10 комплексных инвестиционных планов, их цена - 8,2 миллиарда рублей, - говорит Юрий Савельев.

    Министр экономразвития Карелии Валентин Чмиль не согласен с такой позицией.

    - Чтобы появился якорный инвестор, ему нужно представить уже готовый инвестиционный план, он не будет вкладывать деньги в прожекты. Но чтобы предъявить этот план, нужен якорный инвестор. Замкнутый круг получается, - уверен Валентин Чмиль. - Кроме того, у муниципальных образований нет денег и для того, чтобы составить грамотный, профессиональный проект, и для того, чтобы найти для этого подготовленных специалистов. Да и мне кажется, что экспертный совет, который рассматривает планы, настроен на то, чтобы эффективно потратить государственные средства, а главное - сэкономить их.

    И такое положение не только в карельских моногородах. Так, из 537 моногородов, претендовавших на господдержку в 2010-2012 годах, получил ее лишь один моногород. Эксперты объясняют этот казус неготовностью муниципальной власти к составлению комплексных инвестиционных планов, привлечению крупных предпринимателей. А ведь именно администрации населенных пунктов лучше всего знают свою территорию. Но они в большинстве своем почему-то не заинтересованы в составлении документации. Например, новый глава Надвоицкого поселения Марина Гусева, приняв дела, узнала, что у поселка есть комплексный инвестиционный план. Но, как оказалось, он уже давно устарел и не отвечает ни требованиям времени, ни нынешнему положению на надвоицком алюминиевом заводе.

    - Прежде всего, активно работать с комплексными инвестиционными планами должны муниципальные чиновники, искать инвесторов, - уверен доктор экономических наук Юрий Савельев. - Республиканские власти могут только помочь, стимулировать.

    Опыт показывает, что создаваемые проекты в рамках комплексных инвестиционных планов должны базироваться на обеспечении устойчивого социально-экономического развития города. В противном случае подобные планы грозятся стать инструментом "выбивания" федеральных ресурсов впустую.

    Поделиться