Регионы будут зарабатывать на национальных брендах

Дымковская игрушка, Гжель и Тульские пряники смогут принести регионам доход не меньший, чем нефть и газ, считает председатель Совфеда Валентина Матвиенко. Как именно страна будет зарабатывать на популярных брендах и строить экономику знаний, обсудили участники заседания Совета по вопросам интеллектуальной собственности в Казани.

- Даже если интеллектуальный потенциал России был использован хотя бы наполовину, то страна вошла бы в число стран с самой передовой экономикой, - предполагает Валентина Матвиенко.

Сейчас российские национальные бренды практически не используются. Признав это, спикер Совфеда привела в пример "Жостово", "Федоскино", "Рязанские узоры" - эти торговые марки хоть и зарегистрированы, но не поддерживаются. А ведь на продвижении таких брендов, формирующих имидж региона или города, можно эффективно сыграть. "Геобрендинг - это новое направление деятельности для нашей страны, хотя на Западе и во многих других странах мира им успешно занимаются на протяжении десятилетий", - подчеркнула Матвиенко.

В качестве успешного примера регистрации и защиты наименования места происхождения товара она привела "Вологодское масло". Раньше этот бренд использовали производители не только из Вологодской области, однако теперь потребитель может быть уверен: этикетке можно верить.

Но история этой торговой марки - скорее исключение. А чтобы она стала правилом, Совфед предлагает подробно вписать геобрендинг в стратегию в области интеллектуальной собственности, которую сейчас разрабатывает правительство. Кроме того, в российское законодательство необходимо ввести такой самостоятельный объект охраны, как географическое указание.

Тогда геобрендинг сможет приносить регионам, у многих из которых сейчас проблемы с бюджетами, хорошую прибыль. "Не меньше, чем нефть и газ", - полагает Матвиенко.

Другой аспект проблемы, который обсудили участники заседания, не внедряемые в производство российские изобретения. Патенты на них, по выражению главы верхней палаты, "лежат на полках". В итоге на Россию приходится не более 0,5% в общемировой торговле гражданской наукоемкой продукции.

Замминистра образования и науки Людмила Огородова признала плачевную ситуацию. По ее словам, за последние десять лет финансирование науки выросло в десять же раз, но на внедрении российских разработок это не отразилось.

Чтобы исправить эту ситуацию, правительство не только разработает масштабную стратегию в данной сфере, но и создаст Федеральную службу по интеллектуальным правам. Она появится на базе Роспатента не позднее июля следующего года. Новая структура серьезно сэкономит изобретателям время, считают в минобрнауки.

Но и это еще не все: правительство откликнулось на пожелания Совфеда и приняло меры для внедрения изобретений. Принято беспрецедентное решение, поделилась Матвиенко: "По сути, государство подарит частным собственникам права на изобретения. Но, конечно, при условии активного их внедрения. Фактически это означает масштабную приватизацию интеллектуальной собственности".

Схема такая: если государство заказало то или иное изобретение, но не знает, как его применить, то права на него должны быть переданы исполнителю этого госзаказа или предприятию, готовому их внедрить. Остается только проконтролировать, чтобы новые собственники не перепродавали эти права за рубеж.