Количество фармкомпаний, обратившихся с исками в коммерческий арбитраж, постоянно растет.
Взыскиваемые суммы колеблются от 100 тысяч до 20 млн рублей.
"Самой крупной в практике нашего суда в сфере фармрынка стала серия исков крупного поставщика медикаментов к известной в России сети аптек, когда за невероятно короткий срок удалось взыскать 142 млн рублей, - рассказывает председатель Арбитражного третейского суда Москвы Алексей Кравцов. - В этом случае даже не пришлось прибегать к услугам приставов, поскольку долг был выплачен сразу же, в течение недели".
Однако такие преимущества доступны не всем, а только тем компаниям, которые включают в договоры так называемую третейскую оговорку - специальную формулировку, дающую возможность сторонам спора обратиться в третейский суд.
"Компания обращается в третейский суд в основном с исками о взыскании задолженности по договорам поставки, - говорит руководителя отдела взыскания дебиторской задолженности и работы с контрагентами компании "НПК Катрен" Николай Степанов. - Причин, по которым партнёры переходят в разряд "проблемных клиентов", несколько.
Встречается некомпетентное управление делами со стороны руководства ответчика, приведшее к убыткам и невозможности оплатить поставленный товар. Часто оплату услуг поставщика просто ставят на последнее место в цепочке расходов. Контрагент в первую очередь оплачивает аренду, налоги, зарплаты сотрудникам, открывает новые точки продаж, вкладывается в рекламу, а расчёты с поставщиками ведутся по остаточному принципу".
Третейские суды привлекают фармацевтические компании, в первую очередь, скоростью рассмотрения дел: всего 10 дней с момента подачи искового заявления. Ведь в практике российских судов известны случаи, когда в процессе длительного разбирательства недобросовестные контрагенты, которые не хотят выплачивать долг поставщику, оставляют на балансе лишь 10 тысяч уставного капитала, а остальные средства переводят на другие счета. Фактически это делает невозможным взыскание задолженности. Не сложно прогнозировать, с какими убытками это сопряжено.
"Существует множество медикаментов, поставки которых в аптеки и медицинские учреждения должны осуществляться в срок и в надлежащем качестве. Любое нарушение этих обязательств влечет огромные штрафные санкции, поэтому скорость разрешения конфликтных ситуаций для контрагентов играет особую роль", - поясняет Алексей Кравцов.