Россия и Египет могут договориться о заключении оборонных контрактов

Такого прежде не было - по данным "РГ", министру иностранных дел Сергею Лаврову предложили завершить все переговоры в Египте одним днем и не рекомендовали оставаться в Египте на ночь из соображений безопасности. Когда подобные аргументы приводились в ходе поездок главы внешнеполитического ведомства в Афганистан - это выглядело объяснимым. Но теперь они зазвучали в некогда туристической Мекке россиян - Египте.

Впрочем, после 13 часового перелета из Сеула, оказавшись в четверг рано утром в стране Пирамид, стало понятно, что призывы к бдительности не были лишены оснований. После безмятежных южнокорейских улиц в Каире возникает ощущение, что находишься в прифронтовом городе. Несмотря на решение правительства снять пару дней назад введенный ранее режим чрезвычайного положения, египетская столица не выглядит миролюбивой. Взгляд постоянно натыкается на припаркованные у блок-постов бронемашины, колючая проволока зловеще цепляется за асфальт под порывами ветра, полицейские и военные с автоматами наизготовку неулыбчиво всматриваются в стекла проезжающего мимо автотранспорта. Хотя в последние сутки в Каире не проходили масштабные демонстрации "Братьев мусульман", тишина эта обманчивая. Отстраненное от власти религиозное движение не сдается. Его лидер, экс-президент Мурси, намерен, как пишут местные СМИ со ссылкой на его адвокатов, использовать судебный процесс над собой в пропагандистских целях. Он рассчитывает стать главным обвинителем свергнувших его военных.

Сторонники "Братьев" сознательно избрали выматывающую тактику длительных, далеко не мирных протестов в отношении власти. Они рассчитывают, что правозащитные организации не смогут закрыть глаза на регулярное применение египетской полицией силы против демонстрантов, и это в итоге склонит общественное мнение Запада в пользу Мурси, приведет к бойкоту нового правительства со стороны Европы.

В свою очередь, официальный Каир стремится помешать реализации такого наихудшего для себя сценария и активно развивает международные связи, в том числе некогда утраченные. Совместный визит в Египет министров иностранных дел и обороны Сергея Лаврова и Сергея Шойгу на встречу с их египетскими коллегами в формате "два плюс два" - это не прорыв какой-либо блокады, поскольку никакой блокады в отношении Египта не существует. Разговор пойдет о возвращении Москвы на египетский рынок, в том числе по линии военно-технического сотрудничества. Соглашение о поставках российских вооружений Каиру, если такая договоренность будет достигнута, может стать первым с 1972 года, когда советские военные советники покинули страну по требованию президента Анвара Садата.

В Каир глава Минобороны РФ Сергей Шойгу прилетел из Сербии, где также обсуждались совместные проекты в сфере военных поставок и производства. Накануне переговоров в Каире глава дипломатического ведомства Египта Набиль Фахми подтвердил: правительство не исключает приобретение у России партии вооружений. Ранее в СМИ появлялись ссылки на палестинское агентство Donia al Watan, которое утверждало, что Каир и Москва якобы провели секретные переговоры относительно будущих военных поставок. Общую стоимость возможных контрактов по линии ВТС между странами эксперты оценили в четыре миллиарда долларов.

Подписание конкретных соглашений о поставках оружия Египту в ходе нынешних переговоров Лаврова и Шойгу выглядит маловероятным. Скорее, на них речь пойдет о подготовке рамочных договоренностей, которые сделают такие поставки возможными в будущем. Однако в сослагательном наклонении можно говорить о том, что Египет рассматривает вопрос о закупке у России военной техники. Еще накануне приезда Шойгу стало известно, что министр обороны Египта, сославшись на занятость, после встречи с российским коллегой отказался встречаться с журналистами. Не запланирована в Каире и пресс-конференция главы оборонного ведомства РФ. А это косвенно означает, что представлять конкретные результаты переговоров по линии военных ведомств еще не пришло время.

Тем не менее, первая встреча министров в формате "два плюс два" в Египте имеет для Каира важное психологическое значение. Она придает дополнительную уверенность и легитимность созданному после свержения режима "Братьев-мусульман" египетскому кабинету. Россия рассчитывает, что страна оправится от волны революций и связанных с ними внутренних проблем. И начнет вновь играть подзабытую за последние годы лидирующую роль в международных региональных организациях. На переговорах с египетским коллегой Лавров будет призывать Каир активнее участвовать в урегулировании ситуации в Сирии. Так что визит министров обороны и иностранных дел РФ в Каир стал зримым "поощрением к действиям" египетских властей на международной арене.

Еще одна горячая тема - возвращение российских туристов на египетские курорты и обеспечение их безопасности, несомненно, будет поднята на предстоящих в четверг переговорах. Ранее касаясь проектов сотрудничества между Россией и Египтом, которые "были уже одобрены или обсуждались с египетским руководством, в том числе, в недавнем прошлом", Лавров объяснял что "эти проекты касаются не сотрудничества с каким-то конкретным правительством, а нацелены на сотрудничество между странами и народами". Россия не увязывала межгосударственное сотрудничество с конкретной личностью у руля египетского государства. По словам министра "реализация проектов принесет выгоду и странам, и народам, поэтому мы исходим из того, что коренной национальный интерес будет определяющим фактором в деятельности новых египетских властей". Окажется ли новое правительство страны Пирамид достаточно прагматичным, чтобы реализовать эти принципы на практике? Ответ на этот вопрос прозвучит ближе к вечеру в четверг, по итогам переговоров Шойгу и Лаврова в Каире.