Толоконский: Образование должно отвечать потребностям экономики

В Иркутске 20 ноября открывается IV съезд работников образования Сибири. Его главная тема - "Повышение эффективности образования как условие социально-экономического развития Сибири". В рамках съезда состоится совместное заседание Советов Сибирского федерального округа и межрегиональной ассоциации "Сибирское соглашение". Накануне съезда полномочный представитель президента РФ в СФО Виктор Толоконский рассказал "РГ" о задачах, которые, на его взгляд, в первую очередь необходимо решать в сфере образования.

- За последние годы в систему образования вложены большие средства. Но есть мнение, что кардинальных изменений в этой сфере так и не произошло. По-вашему, что мешает образованию занять иной уровень развития?

Виктор Толоконский: Российское образование имеет устойчивые традиции - я всегда находился и нахожусь на этой позиции и не считаю, что наше образование нуждается в кардинальном реформировании. Однако технологический прогресс, безусловно, требует изменения и обновления системы образования. Когда в стране меняются базовые общественные отношения, должны формироваться новые задачи во всех сферах жизнедеятельности, в том числе и в образовании как системообразующей сфере.

Но, повторюсь, у нас есть добротная основа, которая позволяет быстро и качественно решать задачу развития. Она есть в дошкольном, в общем, дополнительном, начальном профессиональном и высшем образовании. Не во всех странах, замечу, образование представлено столь масштабно и повсеместно, а у нас все его элементы есть как в больших городах, так и районах, селах. Есть огромное количество разнообразных вузов,  университетов-лидеров. Да, может, по международным рейтингам они не являются "топовыми". Но, на мой взгляд, рейтинги не совсем точно отражают суть. Во всем мире наука находится в университетах, наша же история сложилась так, что у академий наук с высшей школой не прямые, а косвенные связи. Академические институты не могут просто передать вузам свои патенты, разработки, исследования, публикации, диссертации, звания. А во всем мире это принадлежит университетам. Эту специфику мировые рейтинги не хотят учитывать, а мы не очень адекватно реагируем на их требования и пока недостаточно успешно интегрируем университеты с академической наукой. Тем не менее, вряд ли кто будет спорить с тем, что в мире известны три-четыре десятка классических, технологических, исследовательских, гуманитарных университетов Москвы, Санкт-Петербурга, Новосибирска, Томска и других городов. 

Сказать, что у нас нет кадров для сферы образования, я тоже не могу. Мы как-то  забываем, что у нас образованием охвачены все. Раньше  даже было такое слово "всеобуч".  А это удается не всем странам, даже развитым. У нас есть большие традиции в науке: мы первыми многое открыли в физике молекулярных частиц, прокладывали дорогу в Космос, создали сложнейшие технологические системы, средства вооружения, обороны, осваивали атомную энергетику, территории, построили уникальные крупные комплексы во всех сферах промышленности - нефтяной, газовой, машиностроении, металлургии  и так далее. Вы правильно отметили, что в последние годы существенно повысилось финансирование всей системы образования, средства направлялись на ремонт учреждений, приобретение учебного оборудования, внедрение специальных программ, усиление материально-технической базы университетов, строительство общежитий, спортивных объектов. Но не буду утверждать, что сфера образования получает достаточно средств, их всегда не хватает. Но есть и другой аспект. Сфера образования не выходит из-под внимания государства, это было и остается приоритетом государственной политики.

- Тем не менее, проблем все еще много. Насколько в этой связи важно, чтобы о них говорили и искали пути решения специалисты? 

Виктор Толоконский: Безусловно, о проблемах сегодняшнего дня должны говорить эксперты и специалисты. Проблемы, добавлю, сложные. Со временем решая одни, мы сталкиваемся и порождаем другие. Не скажу, что десять лет назад ситуация системно была хуже, а сейчас - лучше. Но сейчас много проблем, которые я бы отнес к организационно-управленческим. Пока еще немного времени прошло с момента вступления в силу нового закона "Об образовании", но уже понятно, что он не снимает всех проблем.

Многое нужно изменить в понимании новой методологической миссии образования и мотивации ученых, специалистов, которые должны в этой сфере работать. Когда говорю об этом, я в первую очередь имею в виду влияние на всю нашу жизнь новых информационных систем. Традиционное, привычное для старшего поколения, образование - это все-таки в большей степени передача информации. Когда мы учились, мы не могли в достатке найти книг, поэтому я лично, приходя на занятия, впитывал новые знания от учителей. Сейчас информация настолько доступна, что я не очень понимаю, какой смысл тратить время на её передачу. Любой ученик найдет гораздо больше информации с помощью Интернета, компьютера, различных справочных систем. Следовательно, миссия образования становится иной. Нужно учить тому, как применять информацию, как ею распорядиться. А это уже передача определенной интеллектуальной энергии. В каждом человеке есть огромные резервы, и педагог должен понимать, что его задача - пробудить способности ученика, смотивировать на правильную организацию сознания.

Сегодня никого не удивить широким кругозором, большой эрудицией, нужно что-то иное. Мы долгое время привлекали в сферу людей, обладающих какой-либо информацией. Сейчас должен быть отбор самых-самых - энергичных, активных, целеустремленных, мотивированных на работу и повышение качества образования. А как это сделать? Заработная плата, социальные условия, престиж профессии, имидж - все это должно быть на высшем уровне.

- Виктор Александрович, сегодня постоянно говорят о том, что сфера образования не должна быть оторвана от потребностей экономики. Как она справляется с этой задачей?

Виктор Толоконский: Я всегда говорю, образование - основа конкурентоспособности общества и страны. Для страны это безусловнейший приоритет. Если сегодня экономическая эффективность, экономический результат, конкурентоспособность серьезно зависят от материально-вещественного факта - оборудования, инфраструктуры -  то совсем скоро эти показатели будут определяться уровнем образования. Все помнят наши традиционные экономические объекты - крупные заводы. Думаю, в Новосибирске 99 процентов горожан знают про авиационный завод имени Чкалова. Может быть, они никогда там не были и не представляют, какие самолеты производит предприятие. Просто знают, что завод такой есть. Но вряд ли многие слышали про современные фирмы, которые уже сегодня на производстве программного продукта имеют объемы большие, чем авиационный завод! В Новосибирске есть компания, которая разрабатывает программное обеспечение, которое используется финансовыми структурами. Это огромные доходы, хотя численность персонала и площади минимальные. Именно так будет построена большая часть "новой экономики" Сибири - в виде концентрированных производств, которые могут управляться дистанционно.

И вот это будущее уже сейчас должно формироваться в системе образования. А новые задачи и подходы предполагают обновление управления, кадрового состава, постановку правильных акцентов. Мы не должны ограничивать людей, способных на самостоятельные исследования, на новые знания, работой в одних лабораториях. Необходимо способствовать развитию их потенциала. 

- На ваш взгляд, повсеместное введение единого государственного экзамена (ЕГЭ) отразится на качестве образования?

Виктор Толоконский: Я не являюсь принципиальным противником ЕГЭ. Я многие годы убеждал в том, что формирование вот таких тестовых экзаменов - необходимость современной жизни. Люди будут сталкиваться с этим не только при окончании школы и зачислении в вуз, но и при приеме на работу, в других ситуациях. Наконец, это международный механизм. Мы живем в глобальном мире, и не учитывать то, что в нем происходит, нельзя. Поэтому нужно осваивать инструментарий, принятый в мире.

Но это не значит, что мы должны всю систему общего образования подчинить натаскиванию ребят на интуицию, заучивание простых фактов, взаимосвязей. Как в таком случае будет развиваться логическое и самостоятельное мышление, как его проверить,  как понять, что ребенок самостоятелен, что он способен ориентироваться не только в компьютере, но и сможет принять верное решение в реальной ситуации? Очевидно, этим подходом мы несколько снижаем возможность развития, раскрытия личности в самом раннем возрасте.

- Как вы оцениваете работу специализированных классов, которых становится все больше в обычных школах?

Виктор Толоконский: Это нужно делать. Когда мы принимали такое решение, то преследовали несколько задач. Во-первых, нужно было повысить качество образования, а это дает любое усложнение образовательных программ. Мы видим, как раскрываются способности у детей, обучающихся в спецклассах. Они, помимо основной программы, а пока спецклассы открыты по естественнонаучным направлениям: химия, физика, биология, математика, занимаются иностранными языками, много читают, увлекаются робототехникой. Спецклассы интегрированы с вузами, научными лабораториями. Все это открывает новые возможности для обучения.

Второй эффект, который уже очевиден, - высокий уровень подготовки ребят. Вот такой пример. Выпускники специализированного учебно-научного центра Новосибирского государственного университета (НГУ), больше известного как Физико-математическая школа, как правило, продолжали обучение в  базовом вузе. С введением ЕГЭ повысилась мобильность молодых людей. Выпускники ФМШ поступают в лучшие вузы Москвы, Санкт-Петербурга. Тем не менее, планка для поступающих на технические специальности в НГУ не снижается. И все это благодаря обучению в спецклассах.

В-третьих, спецклассы, меняют работу школы, педагогов. Нельзя стоят на месте, нужно изучать методический опыт, переносить лучшее в общие программы. Нужно переходить на отбор учащихся для поступления в спецклассы с высокой мотивацией. В лицее при Новосибирском государственном техническом университете учился мальчишка из другого города - Искитима. Он каждый день добирался до школы полтора-два часа в одну сторону. Вот это желание получить качественное образование! Такие люди будут двигать науку, экономику.

На мой взгляд, процентов десять от общего числа обучающихся в школе должны составлять ученики спецклассов.

- Некоторые вузы в СФО согласно мониторингу федерального минобрнауки признаны неэффективными. Как вы считаете, повысится ли уровень подготовки специалистов, если мы избавимся от таких вузов?

Виктор Толоконский: Задача оценить эффективность вузов сама по себе правильная. Но, с другой стороны, мы можем получить последствия не самые результативные. Отказаться от каких-то вузов можно несколькими способами - исключить для них госзадание, а, значит, государственное бюджетное финансирование. Либо пойти на еще более жесткие меры - лишить аккредитации.

Но лучше, если эту задачу решать системно, исходя из повышения качества. Но для этого лучшие вузы, которые не сомневаются в своей эффективности, должны пойти на усложнение стандартов и программ. Но руководители вузов говорят, что в таком случае учебное заведение потеряет часть студентов, из-за этого снизятся объемы финансирования и так далее. Получается замкнутый круг. Конечно, самое простое - притормозить развитие пятнадцати процентов вузов, но ведь не очевидно, что это скажется на повышении качества образования в оставшихся 85-ти. А можно начать с повышения стандартных требований, тогда естественным образом какая-то часть студентов пойдет не в вузы, а в систему профессионального образования.

- Указы президента страны, озвученные в мае 2012 года, касаются реализации целого ряда мероприятий в области образования, в том числе за счет региональных средств. Как регионы СФО справляются с поставленной задачей?

Виктор Толоконский: Сказать, что эти задачи, поставленные главой государства, не требовали дополнительных ресурсов, нельзя. Требовали. Но, на мой взгляд, для их выполнения нужно больше управленческой мудрости и профессионализма. Президент ставил базовые политические задачи. Ведь никто не будет возражать, что престиж учительской профессии должен быть выше, а если самые способные талантливые должны прийти в эту отрасль, то и  зарплата должна быть достойная - адекватная средней зарплате по экономике в регионе. И вот здесь нужно было трансформировать задачу в управленческую, проявить большую гибкость и более точно определить приоритеты бюджетного финансирования. Одним регионам вообще не пришлось добавлять средств на зарплату. Другие же - со специфической структурой экономики и высокой средней заработной платой - вынуждены были изыскивать значительные средства. В Сибирском федеральном округе в наиболее сложном положении оказались Красноярский, Забайкальский края, Томская область. Добавлять им пришлось существенно. Зато сейчас существует большая дифференциация в зарплате учителей. Есть регионы, где средняя зарплата учителя составляет тридцать тысяч, а где-то - меньше двадцати тысяч рублей. А такие разрывы чувствительны.

На мой взгляд, можно было более точно подойти к формированию финансирования, планированию нормативов. И все-таки в большинстве регионов это делается.  Думаю, задачу по зарплате как для учителей, так работников детского дошкольного, дополнительного образования регионы выполнят.

- Второе большое направление, связанное со сферой образования, - создание новых мест в детских садах. Что тормозит его выполнение?

Виктор Толоконский: Президент поставил четкую задачу - дети должны быть обеспечены местами в детских садах, эта сфера не должна являться препятствовать в развитии демографического потенциала. Детские сады должны закрепить те позитивные изменения в демографии, которые произошли с введением материнского капитала, улучшением работы родильных домов, строительством перинатальных центров, изменением отношения к семье с детьми.  

И опять же региональным управленцам нужно было правильно поставить задачи. А что началось? Откуда-то взялись жутковатые цифры по потребности в новых местах, по очередности. Если в них разобраться, то получается, что дети у нас идут в детский сад с нуля. Отсюда заявления, что необходимы какие-то невероятные расходы на эти цели. Но ребенок приходит в детсад в два-три года.
Еще один момент: не очень обоснованно регионы отказались от возможности освободить типовые детские садики. На первый план вышла аргументация, что они уже заняты другими организациями, занимающимися полезным делом, в них размещены государственные структуры: налоговые, таможенные, наркоконтроль. Но тут нужно понять простую вещь: место в детском садике самое дорогое. Поверьте, нет дороже квадратного метра. Что такое учреждение для пребывания детей? Это особые СНИПы, площадки, территории, привязанные к месту жительства. Поэтому нужно было просто  перевести в офисные здания организации, занимающие площади в детсадах. Никто не говорит о выселении. Сегодня везде полно офисных зданий, и любом случае один квадратных метр в них не будет стоить семьдесят и выше рублей, как в детском саду. 

Кроме этого, наверняка есть резервы в школах. Можно открыть в средних образовательных учреждениях подготовительные группы. Ребенку пяти-семи лет все равно надо готовиться к школе. Но он ходит в садик, потом его везут на "подготовишку" в школу. Родители платят за это дополнительные деньги, ребенок устает от нагрузки. А можно сразу определить его в школу. Пусть привыкает к ней. В типовых детсадах в таком случае освободятся группы.

Порой приходится дискутировать по новым проектам с мэрами, руководителями регионов. Иногда можно строить детский сад на одной территории со школой, где уже есть вся инфраструктура. Тем более во многих крупных городах наблюдается дефицит земельных участков.

И все-таки не правы те руководители, которые считают, что майские указы влияют на разбалансированность бюджета и легли на него тяжелым бременем. Повторю, нужно было правильно расставить акценты - больше вложить в эту сферу, придержав другие проекты.

Указы вышли в мае 2012 года, и регионам надо было незамедлительно обновить бюджетную политику расходов, что-то оптимизировать. Дефицитность бюджетов возросла, но это не ставит под сомнение правильность и точность политических задач, которые сформированы в указах.

- Вы уже встречали школы 21 века?

Виктор Толоконский: Каждый год появляются новые проекты строительства образовательных учреждений. Конечно, школы, которые строят сейчас, существенно отличаются от типовых школ советского времени. Они совершенно иные, более комфортные. Но не могу сказать, что видел во всем идеальные проекты. Опыт только нарабатывается. Еще немало СНИПов  требуют актуализации. Недавно в одном из регионов я побыла в школе: современная, большая, рассчитанная на обучение более одной тысячи человек. В актовом зале - пятьсот мест. Но, позвольте, у нас не каждый театр имеет столько мест. А это ведь большие расходы. Я это говорю к тому, что нужно искать новые решения, что если вы строите большую школу, то она должна стать образовательным, культурным центром для всего микрорайона. И чем современнее мы строим объекты, тем меньше должны придерживаться традиционной ведомственности. Нужно исключать эти барьеры, особенно в небольших населенных пунктах. А то, порой, там строят клубы, школы, детсады. А можно объединить, совместить. И не боятся этого делать. В этом и есть искусство управления.