Напомним, что официальной точкой отсчета в этой истории стала просьба президента Владимира Путина рассмотреть направленное ему письмо от Валерия Гергиева. В письме говорилось о возможности создания на базе Мариинского театра Национального центра академического театрального и хореографического искусства при президенте Российской Федерации. Просьба, датированная 2 сентября, адресовалась советнику по культуре при президенте Владимиру Толстому. Министр культуры Владимир Мединский организовал публичные обсуждения этой идеи с деятелями культуры и на местах - в Вагановской академии, Петербургской консерватории, Институте истории искусств. И везде эта идея объединенного Центра не находила поддержки. Пока в Москве и Петербурге шли бурные дебаты, сам маэстро находился на масштабных гастролях Мариинского оркестра в США и Канаде. От комментариев по теме он тогда отказался, но выразил свое недоумение обозревателю "Российской газеты", что "громкий разговор" идет в Москве и Петербурге в его отсутствие, именно тогда, когда он находится на гастролях, которые не может прервать. "Представьте, - сказал тогда Гергиев, - если я сегодня приду в любое учреждение и заявлю: "Вас хотят захватить. Вы - за?" - какая последует реакция? Именно поэтому я не вижу смысла комментировать эмоциональные высказывания, направленные против меня". Тогда же он заметил, что сама идея создания Центра принадлежит не ему, а Министерству культуры, в частности, Григорию Ивлиеву. "Я сам никогда не говорил ни о консерватории, ни об институте истории искусств. Речь шла только об Академии Вагановой, исторически связанной с Мариинским (Кировским) театром, - сказал Гергиев. - Когда Минкульт предложил создание Национального центра, я задумался. Ведь, если сегодня дать бескомпромиссную оценку состоянию дел в той же Вагановке, в консерватории, то результаты будут плачевными. Но это темы, которые надо обсуждать всем вместе".
Обсуждение темы Центра с участием Гергиева состоялось в Москве 16 октября на закрытом заседании с министром культуры, советником по культуре при президенте Владимиром Толстым, деятелями российской культуры. Итог был тем же: культурное сообщество идею Центра не поддержало. По результатам Владимир Толстой доложил Владимиру Путину. От президента ждали окончательного вердикта. Он появился 18 ноября - отрицательный, параллельно президент подписал перечень поручений в сфере культуры на ближайшее время.
Владимир Толстой и Валерий Гергиев прокомментировали ситуацию для "Российской газеты".
Владимир Толстой, советник президента по культуре:
- Проблемы, поставленные Валерием Гергиевым, важны, и на них будет обращено внимание. Это касается подготовки наших солистов балета, оперы, исполнителей, музыкантов. Но тот путь решения, который был предложен, а именно - объединение четырех крупнейших организаций в единый центр, по разным причинам, прежде всего, юридическим, невозможен. Надо искать другие формы, другие пути. Будем этим заниматься. Я специально организовал обсуждение этой темы в октябре, чтобы Валерий Гергиев смог донести до своих коллег свое видение проблемы. Такой разговор состоялся и будет продолжен. Это длительный процесс. Ничего не исполняется по взмаху волшебной палочки: чтобы все было хорошо сразу. Существуют разные мнения, и нельзя не учитывать всю палитру этих мнений. Решения в сфере культуры, очень деликатной, нужно принимать взвешенные. Можно иногда идти из самых благих побуждений, желая что-то там создать и построить, но при этом нечаянно разрушить то, что существует. Вчера подписан перечень поручений президента по итогам Совета по культуре. Первое и главное поручение - это разработка основ государственной культурной политики во всех сферах, в том числе и в сфере музыкального образования, подготовки. Нам все предстоит разработать в очень короткие сроки - до начала апреля. И исполнять поручено, прежде всего, Совету по культуре, в состав которого входит и Валерий Абисалович, и Денис Мацуев, и Владимир Спиваков, и другие известные музыкальные деятели. Предстоит огромная работа по определению приоритетов и форм поддержки культуры - в частности, решения тех задач и проблем, которые ставит Валерий Гергиев.
Валерий Гергиев, директор и художественный руководитель Мариинского театра
- У меня хорошее ощущение от того, что происходит. Течение событий само подскажет, как дальше спокойным и цивилизованным методом работать, обсуждать острые проблемы состояния нашего творческого образования, а не выплескиваться такому количеству ненависти, что так характеризовало этот процесс, очень, кстати, плохо организованный. Изначальный толчок истории - кража информации, опубликование проекта без подписи, незаверенного даже. А до того было совсем другое, мое письмо от 10 июля 2012 года. И в этом письме говорилось исключительно о восстановлении творческого, профессионального контакта между Мариинским театром и Вагановской академией. Речь тогда шла о предстоящем открытии новой сцены. Это было через два дня после трагедии в Крымске, и поразительно, что президент вообще нашел тогда возможность говорить на эти темы. Мединскому было поручено изучить историческую справку. И тогда-то министерством культуры был предложен этот Центр. Но до открытия второй сцены Мариинского театра я для себя принял решение вообще об этом не говорить, потому что слишком велика была ответственность в связи с предстоящим открытием. Я даже думать не мог ни о чем другом. А письмо, которое обсуждалось сейчас, было предложено уже президенту для оценки этой идеи правовым департаментом. Вот и все, что можно сказать о предыстории.
Что касается Вагановской Академии и назначения Цискаридзе, ему сейчас надо думать о том, чтобы педагоги почувствовали себя специалистами, которых ценят, которые могут продолжать делиться своим драгоценным опытом с подрастающим поколением, чтобы обстановка в Академии стабилизировалась и успокоилась. Мы все должны помнить о том, что в Академии учатся дети, и потому их учебный процесс должен идти нормально, стабильно, без потрясений - это главная забота, а не что-нибудь иное. Я только раз разговаривал с Николаем и дал ему совет консультироваться с Ириной Колпаковой, последней ученицей Вагановой - таких профессионалов у нас просто нет! Мне кажется, надо уже прекратить все эти плохо организованные дебаты, когда людям ни с того, ни с сего говорят, что величайшие, с огромными традициями учреждения - консерватория, Академия Вагановой, Институт истории искусств - должны исчезнуть, поглотиться, потому что некоему злодею, который руководит Мариинским театром, все мало. Естественно, народ взрывается. Даже люди, которых я знаю 30-40 лет, вдруг начинают думать, что я сошел с ума. Но я человек сдержанный, прошел через многие вещи, через трагические события, где вообще болтать было неуместным, такие как Беслан. Я проходил через события, где надо было, наоборот, разговаривать с миром - как в Цхинвале.
Я знаю, что всем нам по-своему дорог каждый культурный символ России. Но в нашей сфере есть своя специфика, и тут надо точнее представлять себе, что происходит. Возьмем конкурс Чайковского. На последнем мы провалились. В вокале оба золота ушли в Южную Корею. Замечательные виолончелисты из Франции, Германии, Армении, Белоруссии вдребезги разбили нас. По скрипке не дотянули. Члены жюри спрашивали: что случилось с русской школой? Мы дошли до какой-то критической точки. Но профессора наших консерваторий по-прежнему считают, что наша школа - это все. А мир давно изменился. Сегодня в Китае, в Южной Корее готовят специалистов, которые могут приехать и забрать на Конкурсе Чайковского уже не две золотые медали, а все четыре. Как председатель Оргкомитета Конкурса я не могу об этом не думать. И пока у меня есть силы, я хочу что-то сделать. Решения президента я считаю справедливыми, взвешенными. Не мне сетовать на то, что президент что-то не сделал. Не было бы разговора с президентом, не было бы сегодня у нас Хорового общества, не было бы такой государственной поддержки конкурса Чайковского, не закончили бы так стремительно вторую сцену Мариинского театра.