Дмитрий Медведев: Программам энергосбережения требуются новые импульсы

В Москве прошел Международный форум "Энергоэффективность и энергосбережение-2013", на площадке которого премьер-министр Дмитрий Медведев провел на эту тему заседание президиума Совета по модернизации экономики и инновационному развитию России.

Энергоэффективность и энергосбережение попали в список модернизационных приоритетов в 2008 году. Тогда же Дмитрий Медведев определил четкие цели - снизить к 2020 году энергоемкость ВВП на 40 процентов от уровня 2007 года. Федеральная поддержка проекта осуществляется через соответствующую госпрограмму, в рамках которой ежегодно из бюджета выделяется около 7 миллиардов рублей. Созданы налоговые стимулы и механизмы компенсаций для разработки и внедрения новых энергосберегающих технологий. "Но надо признаться, что, несмотря на все эти способы, несмотря на применение различных средств поддержки, существенного результата пока нет", - констатировал глава правительства.

- Не выполнены в полной мере задачи по установлению приборов учета у потребителей и поставщиков энергоресурсов. Не запущен в полном объеме механизм энергосервисных контрактов, - перечислял он. - Не все предприятия провели энергоаудит, не работает в должной мере государственная информационная система, налоговое стимулирование и другие меры, предусмотренные законом об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности.

В первую очередь Дмитрий Медведев поручил разработать отраслевые "дорожные карты", где пропишут все действия по внедрению инновационных технологий и современных материалов.

Регионы должны создать собственные системы управления энергосберегающими процессами, и главное требование к ним - привлечение внебюджетных инвестиций. "Нужно сделать так, чтобы бюджетные субсидии тащили за собой внебюджетное финансирование, чтобы они тащили деньги бизнеса, иначе это перевод добра, что называется", - указал премьер.

Бизнес же получил ясный сигнал - помогать ему в модернизации предприятий государство готово, но исключительно на паритетных началах. "Это не та ситуация, где государство всех закроет своей широкой грудью", - подчеркнул Медведев.

В министерстве экономического развития, оценив проведенную за эти году работу по повышению энергоэффективности, ожидают, что поставленную в 2008 году задачу удастся выполнить лишь наполовину. Причиной министр Алексей Улюкаев назвал кризис 2008-2009 годов. Теперь, чтобы нагонять график, нужны новые стимулы. Что касается инвестиций в бюджетный сектор, то здесь, считают в минэкономразвития, нужно повысить мотивацию руководителей бюджетных учреждений на снижение затрат энергоресурсов. Для этого Улюкаев предложил сохранить задачу совокупного сокращения потребляемых ресурсов после 2015 года и добиться снижения к 2020 году на 15 процентов от уровня 2015 года.

"Следующее - это установление требований и критериев, которые бы обеспечили увеличение в общем объеме закупаемого оборудования, товаров и услуг доли энергосберегающих", - заявил глава минэкономразвития. Вплоть до запрета на закупку неэнергоэффективной продукции. На уточняющий вопрос главы кабмина, кто будет это определять, Улюкаев предложил, чтобы действующие органы стандартизации и аккредитации установили критерии, какие приборы и технологии являются запретными по уровню энергопотребления. "Приборы, оборудование, технологии, превышающие этот уровень, должны быть в черном списке, не должны покупаться вовсе", - считает министр.

Для частного сектора требуются меры налогового стимулирования, чтобы они толкали бизнес к модернизации основных фондов. "Это прежде всего предоставление льгот по налогу на имущество, которые в соответствии с законом об энергосбережении действуют, и применение мер ускоренной амортизации на энергоэффективное оборудование", - уточнил Улюкаев. Здесь, считают в минэкономразвития, нужно скорректировать требования по минимальному индексу энергоэффективности. Также в министерстве предлагают упростить и сократить процедуры получения госгарантий на проекты повышения энергосбережения на предприятиях.

Какие еще нужны бизнесу льготы, когда экономия в его интересах, пытался разобраться министр финансов Антон Силуанов. "Сэкономил - получил больше прибыли. На самом деле ведь на все это никогда не напасешься бюджетных ресурсов, - заявил он. - Это, наоборот, самый настоящий стимул для компаний, для бюджетных организаций, которые сейчас изыскивают ресурсы у себя для первоочередных задач, в том числе на заработную плату. Вот здесь нужно ставить им такие задачи".

- За счет бюджета и за счет каких-то дополнительных льгот невозможно все решать, на все денег не хватит, - обратил внимание глава минфина.

Министр экономического развития поспешил успокоить коллегу - ни одной дополнительной копейки он не просит. "Мы говорим о том, что и так зафрахтовано в бюджете. Мы говорим о том, что эти деньги можно потратить, и желательно потратить в наиболее эффективной форме, такой, чтобы они мобилизовывали деньги частного сектора", - уточнил Алексей Улюкаев.

Между тем

Исполняя постановление Конституционного суда от 22 апреля этого года, Дмитрий Медведев распорядился внести в Госдуму законопроект, разрешающий избирателям обжаловать результаты выборов в судах. Документ предусматривает право избирателей и участников референдума на обращение в суд с жалобами на решения, действия участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором они принимали участие в выборах или референдуме. Суд может отменить решение участковой комиссии об итогах голосования на участке, если допущенные нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей.