Основную тему и проблематику обсуждения на этой представительной конференции задал председатель Конституционного суда России Валерий Зорькин.
- Возьму на себя смелость заявить, что принятая 20 лет назад Конституция в целом достойно прошла проверку практикой, причем на очень крутом историческом переломе в жизни страны, - заявил Зорькин.
В то же время по его словам 20 лет, прошедшие после принятия российской Конституции - это, по историческим меркам совсем немного, но это, во-первых, огромная эпоха в жизни нашего общества и нашей страны, очень плотно насыщенная самыми разными - и благими, и трагическими, - событиями. И это, во-вторых, время становления и прихода во взрослую жизнь нового поколения россиян - тех, кто родился уже после распада СССР.
Как считает председатель КС, основной документ страны, предотвратил срыв России в анархию и хаос, предъявив стране новые фундаментальные правила жизни. Конституция, безусловно, сыграла огромную роль в сохранении целостности российского государства, а также четко и недвусмысленно определила демократические и правовые приоритеты развития России. Кроме того она обозначила главные нормативные рамки для общественного согласия, и тем самым стала важнейшим фактором социально-правовой стабильности. Конституция, наконец, обеспечила достойное вхождение России в европейское и мировое правовое пространство.
По мнению Валерия Зорькина, Конституция России не нуждается на данный момент в принципиальных изменениях и те, кто настойчиво ратует за принципиальные изменения в основном законе России, просто недооценивают огромный и далеко не исчерпанный правовой потенциал нынешней Конституции.
- Я убежден, что если у нас что-то и не получается с точки зрения высоких требований современного конституционализма, то главные причины надо искать вовсе не в тексте Конституции, - заявил Зорькин.
При этом он добавил, что это, разумеется, не означает, что он относится к Конституции как к чему-то совершенному и незыблемому и поэтому не исключил возможности "точечных" изменений.
С председателем КС согласен и советник президента России, сопредседатель АЮР Вениамин Яковлев, который считает, что потенциал, заложенный в Конституции, до сих пор еще реализован не в полной мере и для его реализации нужны серьезные усилия правоведов и конституционалистов страны. При этом участники конференции согласились с тем, что правоведы, причем не только конституционалисты, не могут, не имеют права замыкаться на своей сугубо нормотворческой "профессиональной делянке". Они должны строить свою работу с учетом уже выявленных рисков и необходимости настойчивого и продуманного управления рисками.
Валерий Зорькин:
Борьба с коррупцией и незаконным обогащением действительно стала одной из самых болезненных проблем российского общества. Вроде бы меры борьбы с этим бедствием принимаются, но результат пока явно неудовлетворительный. Одна из очевидных причин - в том, что Россия до сих пор не ратифицировала статью 20 Конвенции ООН против коррупции ("Незаконное обогащение"), согласно которой признается в качестве уголовно наказуемого деяния, когда оно совершается умышленно, незаконное обогащение, т.е. значительное увеличение активов публичного должностного лица, превышающее его законные доходы, которое оно не может разумным образом обосновать.
А что у нас? Законодательство в отношении преступлений в сфере экономики и взяточничества смягчено, по многим статьям лишение преступников свободы заменено штрафами. Каков результат? Так, за первое полугодие 2013 года 8 процентов взяточников осуждены к реальным срокам лишения свободы. Остальные должны уплатить назначенный судом штраф. Судами вынесены штрафы на общую сумму 20 миллиардов рублей. Реальная выплата этих штрафов составляет только 1 процент - одну сотую! - от присужденного. То есть закон не работает и, значит, провоцирует рост коррупции и экономической преступности.
Меня, признаться, искренне удивляют звучащие все чаще заявления о том, что якобы причина всех этих российских явлений - в "дефиците демократии". А также вытекающие из этого тезиса призывы превратить Россию из нынешней "суперпрезидентской" республики в республику парламентскую, усилить федерализм, в том числе за счет разделения правоохранительных органов на федеральный, региональный и муниципальный уровни, и тому подобное. Авторы этих идей, похоже, забыли совсем недавние события нашей истории, когда страна стояла буквально на грани политического распада, когда регионы брали себе столько суверенитета, сколько хотелось, когда олигархический бизнес и региональные чиновники становились в республиках и областях Российской Федерации фактически автономной и единственной реальной властью.
Авторы подобных идей не учитывают и мировой политический опыт. А этот опыт говорит о том, что прочная и устойчивая демократия возможна только в условиях сильной государственной власти и сильного общества, которые уже накопили длительный опыт процедур демократического взаимоограничения.