Напомним, об этом стало известно после встречи с делегатами Всероссийского съезда муниципальных образований, которая состоялась еще в начале ноября, когда Владимир Путин пообещал "провести инвентаризацию полномочий муниципалитетов".
Однако ряд экспертов считает, что на самом деле источников реального увеличения налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов на самом деле существует не так много.
"При неразвитости рыночных институтов, связанных с оценкой имущества, банкротством, рынком недвижимости, рассчитывать на то, что доходы местных бюджетов могут существенно увеличиться от изменений в системе земельно-имущественных налогов, не приходится, - полагает Владимир Климанов, директор Института реформирования общественных финансов (ИРОФ)- Это касается и оптимистичности ожиданий от введения налога на недвижимость. Хотя определенные резервы существуют в виде льгот или освобождений от налогообложения, например, земельных участков, для ряда федеральных структур: Минобороны, железные дороги, другие субъекты естественных монополий и др".
Кстати, по экспертным оценкам в 2013 году оптимизация изъятий по земельному налогу дала лишь 3 млрд рублей дополнительных поступлений в местные бюджеты. Более значимые показатели, как считают в Минфине, могут дать доходы от использования и продажи земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, что планируется ввести с 2014 года. Но и это не более 16 млрд. рублей.
Перспективными направлениями повышения доходной базы муниципальных образований региональные аналитики считают также передачу хотя бы части транспортного налога (прежде всего, уплачиваемого физическими лицами), доходов от упрощенной системы налогообложения и изменения направляемой в местные бюджеты доли налога на доходы физических лиц.
Однако, по мнению Владимира Климанова, эти и другие предложения постоянно наталкиваются не просто на техническую необходимость их дополнительного обсуждения с учетом сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов РФ, но и понимания того факта, что данные действия могут усилить межмуниципальные различия. Это ведь и понятно: доходная база, являющаяся основой для потенциально местных налогов, сильно дифференцирована по территории, часто мобильна, а потому выгоды от такой фискальной децентрализации получают в первую очередь богатые муниципалитеты.
- Не может не вызывать беспокойства и тот факт, что проводимые преобразования в распределении расходных обязательств на деле ведут к новому снижению самостоятельности муниципальных образований, - считает руководитель ИРОФ.- Так, предлагаемое увеличение доли НДФЛ, поступающее в региональные бюджеты, до 70% (взамен 60% в настоящее время) приведет к снижению доходов муниципальных образований не менее чем на 160 млрд рублей. У регионов также появляются новые расходы, связанные с необходимость финансировать дошкольное образование, но в таком случае доля налоговых и неналоговых доходов в собственных доходах местных бюджетов еще более уменьшится, а соответственно безвозмездных поступлений, то есть трансфертов из региональных бюджетов, увеличится.