27.11.2013 10:37
    Поделиться

    Корреспондент "РГ" оказался в центре событий на Майдане

    Корреспондент "РГ" оказался в центре событий в столице Украины
    "Как только я узнал о заявлении премьера Азарова не подписывать соглашение с Евросоюзом, моим первым желанием было взяться за вилы", - с ходу огорошивает меня таксист Виктор, везущий из аэропорта Жуляны в самый центр старинного города.

    В Киеве зябко. Мать городов русских встречает шквалистым ветром и первым снегом. Когда в пути речь заходит о Майдане, глаза Виктора, уроженца Львова, пятый год крутящего баранку ухоженного и дорогого такси в столице, всякий раз загораются блеском, как у завзятого игрока, сорвавшего свой куш в казино. Он говорит мне о том, что стоял на Майдане два предыдущих дня, а сейчас не может - работа на сутках. Сообщает о том, что "в их полку прибывает", и на подходе в Киев, на подмогу к "майдановским бойцам", спешат автобусы с жителями Закарпатья. Признается, что многие ждут пятницу, встречи в Вильнюсе 29 ноября, когда решится, сможет ли Виктор Янукович сказать "да" Европе. Скорее всего, решится, убежден тезка президента. На мой вопрос, что будет, если соглашение не подпишут, Виктор берет паузу и дает понять, "они посмотрят, радикализироваться или нет".

    Первое впечатление после рассказа Виктора: весь Киев и вся Украина пошли на площадь Независимости. Представляю себе тысячи сидельцев-горемык на киевских Майдане и Европейской площади, пообещавших не уходить с них до тех пор, пока Украина не "распишется" со Старым Светом. Но так ли это на самом деле? Бросив вещи в гостинице, спешу на Крещатик. И впечатление о вовлеченности всего города в события на площади Независимости постепенно улетучиваются.

    Киев как обычно едет по делам. Как и раньше. Неспешно и размеренно. Лишь несколько раз в метро попадаются молодые люди с жовто-блакитными флагами на плечах. На станции "Майдан Незалежности" находятся лишь два милиционера. Один из них, высокий полковник в красивой синей папахе, что-то доходчиво объясняет пожилому дедуле. Где-то сверху доносятся крики из мегафона. Туда и предстоит направиться мне, чтобы убедиться, так ли страшен и могущественен сегодняшний Майдан, как его "малюют" западные СМИ.

    Акции оппозиции в Киеве до четверга происходили только в двух местах, разделенных друг от друга полукилометром. На самом Майдане, где под высокой стеллой Независимости размещается импровизированная трибуна. И на Европейской площади, ставшей "партийным" Майданом, где пиарили себя несколько оппозиционных партий.

    Сам Майдан, площадь Независимости, на которой в 2004 году началась оранжевая революция, стал "трибуной народной". Здесь, по моим прикидкам, собирается от двух тысяч человек. Выступают все, кому не лень. Не депутаты, а те, кто еще не дорос до уровня депутатов. Как признается сопровождающий меня украинский журналист, многие из так называемых общественных деятелей и политологов, кто поднимается на трибуну на Майдане и Европейской площади, "сидят на грантах западных НПО или получают финансирование от десятков американских и европейских аналитических центров". Эта инфраструктура, как отмечает мой собеседник, начала закладываться еще в 2001 году, за несколько лет до оранжевой революции. Теперь настал звездный час этих НПО преимущественно антироссийской направленности.

    Девять лет "спал" Майдан. Молчал даже тогда, когда арестовывали и судили символ оранжевой революции Юлию Тимошенко. Сейчас раскочевряжился, расшевелился, словно болото, всасывая в "свою революционную жижу" желающих побузить.

    "Пойдем, что ли, дружище, выступим, мне сказали, что там всем можно", - говорит за моей спиной парень средних лет своему приятелю. Ранее таксист Виктор говорил мне о том, что Майдан стал "настоящей самодеятельностью", дескать, там поют все, кто не пробился на эстраду. В очередной раз поражаешься изворотливости западных телевизионных СМИ, которые умеют подать картинку "небольшого действа" так, как будто в акции приняли участие десятки тысяч человек.

    На Майдане много студентов. Они пришли сюда с национальными флагами Украины и Евросоюза. На флагах фломастером выведены названия факультетов Киевского национального госуниверситета и других вузов. Так и группируются. "Пофакультетно". "Нас свистнули, мы и пришли. Обижаете, какие деньги", - хихикает в ответ на мой вопрос, что привело ее на Майдан и был ли задействован финансовый стимул молодая филологиня.

    Эти ребятам во время прошлого, "оранжевого Майдана" было по 12-14 лет. На тот ющенко-тимошенковский Майдан они не успели. Сейчас с неподдельным азартом наверстывают упущенное. Не случайно, и сам Майдан в последние дни заметно молодеет. Как справедливо заметил один из местных политологов, становится "подчеркнуто студенческим". В полдень в среду студенты объявили всеукраинскую предупредительную забастовку в поддержку евроинтеграции Украины.

    Тон выступлений одинаков. "Да!" - Украине и Евросоюзу. Выступают местные ораторы и на русском языке. С, мягко говоря, русофобскими упреками в адрес Москвы. "Играет" одна и та же, годами украинской самостоятельности заезженная пластинка от местной либеральной оппозиции про "козни москалей".

    В 50 метрах от стеллы Независимости, примыкая к Крещатику, огорожена деревянным забором немаленькая по размеру площадка. Там будет установлена главная украинская елка. По периметру площадки, примерно в десяти метрах друг от друга располагаются бойцы ОМОНа во внушительных касках, в которых спецназовцы обычно идут на штурм.

    Ребята спокойны и доброжелательны. На моих глазах к одному из парней в форме подходит подвыпивший гражданин и громко произносит: "Стоите. Стойте, стойте, скоро мы вас сметем". Омоновец "спокоен как удав", отходит в сторону, не вступая в дискуссию с гражданином. Чуть позже выясняю у милиционера, что таких ситуаций за вечер бывает минимум с десяток. Омоновцев постоянно провоцируют. Ничего, терпят. Пояснить бы этому гражданину, что было бы с ним в России, оскорби он сотрудника ОМОНа. Жаль, он не адекватен. Тем более что я для него - москаль.

    Как объяснили мне здешние эксперты, у киевских спецназовцев другой менталитет, они почти никогда не применяют жесткие методы. На украинском Майдане сразу бросается в глаза некая мягкость, даже учтивость и "интеллигентность" местной милиции. Никаких тебе дубинок по спине. Принцип здешних правоохранителей, который работает на Майдане: мы не трогаем первыми. От заявления украинского МВД "веет тишью и благодатью": "МВД не будет препятствовать мирным протестам при соблюдении их участниками общественного порядка и не будет ограничивать право граждан на свободу выражения собственной точки зрения…Несмотря на цвета флагов и лозунги, под которыми люди идут на демонстрации, милиционеры уважают каждую точку зрения и стремятся только к тому, чтобы на улицах государства было спокойно..". Как бы не вышло боком, если начнется настоящая буза.

    Я почему-то вспоминаю свои походы на футбол на стадион "Динамо" до его реконструкции. Живой коридор из милиционеров от ворот комплекса аккурат до метро, навевающий ассоциации с печальным рассказом Льва Толстого "После бала", когда солдата прогоняли через строй дубинок. Все попытки выйти из этого коридора-тупика и объяснить, что вот она, в пяти метрах, моя машина, бесполезны. Иди сначала в метро, а потом к своей машине. Иное - возбраняется, огреют первыми, да так, что мало не покажется. Своей деликатностью киевская милиция, конечно, поражает. В этом первый урок для власти: правоохранители не должны давать слабину.

    Иначе будет как при штурме дома правительства Украины в воскресенье, когда весь мир облетели кадры действа со стороны распоясавшихся хулиганов: один бьет ногой стражу порядка в грудь, не стесняясь ни камеры, ни дубинки, другой "поливает" милиционера удушающим спреем с перцем прямо в лицо.

    Впрочем, есть один "хищник", которого боятся местные любители побузить. Имя ему "Беркут". Это элита местного спецназа. Именно эти парни противостояли националистам из "Свободы" при неудавшемся штурме Дома правительства Украины. "Беркут", как "птица высокого полета", появляется внезапно. Именно его бойцы приезжали на Майдан, когда здесь готовилась мощная провокация в начале недели. Приехали. И все стихло. "Беркуту" хватило получаса, чтобы "показать свои когти", но не применять их в деле. Урок второй для власти: она должна давать адекватный ответ провокаторам и не стесняться демонстрировать силу.

    Спешу на Европейскую площадь, расположенную по Крещатику в пятиста метрах от Майдана классического. Если, образно говоря, Майдан - 2004 года был ярым "противником" власти, ее главным оппонентом, то нынешний Майдан на Европейской - это скопище националистических настроений и европейского фанатизма. Его больше волнует не противостояние с официальным Киевом, а единение с Европой на почве антироссийских настроений. И эта риторика заметна, хотя на Евромайдане не так много антироссийских лозунгов и плакатов. Я подхожу сюда как раз в тот момент, когда ведущий предлагает присутствующим попрыгать, чтобы согреться. "Кто не прыгает, тот против интеграции с Европой", - две трети присутствующих отрываются от земли. "Кто не приходит на Майдан, тот приближается к москалям", - распаляется ведущий. Через каждые 15 минут толпа кричит: "Слава Украине!
    Героям слава". Если кто не знает, это лозунг УНА-УНСО. Бандеровский лозунг.

    На Евромайдане, кажется, еще больше молодежи. Она прыгает и танцует. В памяти всплывает сцена из фильма "Духлесс", когда главный герой обращается к главе молодых бузотеров. Дескать, что вы мелкими пакостями занимаетесь. Идите, революцию делайте. Такими вас больше запомнят. Прославитесь. Толпа на Евромайдане, похоже, больше Европы жаждет движения. Или какого-то необычного действа, чтобы запомнилось на годы.

    Рядом проходит олигарх Петр Порошенко. Банкир, глава МИД и обладатель прочих министерских портфелей при Ющенко, владелец фабрики "Рошен", у которой были проблемы в России. Как говорят здесь, с Москвой у Порошенко поэтому свои большие счеты. Он финансирует украинский новостной "5 канал", который и "обставляет" в нужном "европейском свете" события на Майдане. Порошенко идет по Крещатику один и без охраны.

    "Петр Алексеевич, вы от нас просто так не уйдете", - пытается догнать его пожилая активистка с украинским флагом в руке. "Оппозиция победит", - бодро бросает Порошенко, ускоряя шаг.

    На Европейской площади на удивление чисто и сухо. Правда, никакой живности, ни собак, ни котов, ни голубей и воробьев. Попрятались. Наверное, не хотят в Европу. Незалежная милее.
    Одного большого и грустного кота, правда, я потом увидел. У татарского кафе "Крым", напротив Майдана.

    На Евромайдане все обставлено более солидно, чем на привычном Майдане. На сцене играют не самоучки, а профессиональные украинские поп и рок-группы. В эмоциональном стиле, не щадя голосовые связки на морозе, надрываются оппозиционные депутаты.

    Сделали они хитро. Разместили на площади перед Дворцом Украины палатки, в которых ночуют активисты нескольких партий, украсили их своими именами.

    Получилось нечто вроде приемной народного избранника. Теперь ОМОНу их так просто не снести. Депутатская значится неприкосновенность. К единственной палатке, где выдают бесплатно горячий чай, большая очередь.

    Блокировано движение на ключевой для города дороге, выводящей на Крещатик - на проезжей части теперь люди и палатки. Обещанных биотуалетов так и не завезли. Для нужд используются, в том числе и соседние дворы. Киевская мэрия тем временем получила уже более тысячи жалоб от жителей прилегающих к Майдану и Европейской площади домов. В основном киевляне жалуются на три вещи: невыносимый шум, который раздается с площадей, горы мусора, которые оставляют за собой протестующие и отходы человеческой жизнедеятельности.

    Кстати, предприимчивые украинцы уже начали зарабатывать на митингах. В ходу "наборы для митингующих". Их предлагают в интернете от 400 гривен (1600 рублей). Набор в зависимости от комплектации включает в себя: термос, сумку-холодильник, зонт, дождевик, спальный мешок, портативное зарядное устройство для телефона, флягу, газовую горелку, а также влажные и сухие салфетки, "памятку митингующего" с указанием законов и статей в случае конфликтов с милицией.

    Пришлых на Майдане здесь чуют за версту и неторопливо буровят взглядом. "Эй, коллега, ты там поаккуратнее. Не вздумай говорить, что ты из Москвы. Как минимум, заклюют.

    Неровен час, поколошматят и отобьют почки", - иронично наставляет перед походом на "независимую площадь" знакомая журналистка. Почки, конечно, не отобьют, но призадумался. Вскоре нахожу на площади собеседницу. Учительница английского, Елена с украинским флагом на плечах спит и видит "изголовье своей кровати" в Европе. 

    Аргументы моей оппонентки, если можно так выразиться, чересчур "простецки в своей обиженности". Суть их можно свести к следующему: хватит, мы пожили в совке, теперь пусть наши дети насладятся прелестями существования в милом и добром Старом свете. Поездят они туда без виз в статусе настоящих европейцев.

    Но, дескать, если не подпишем соглашение, то это отбросит нас еще на три десятилетия назад. Таков простой набор клише, который вбили в голову этой милой и очаровательной женщины средних лет те, кто вывел людей на площадь Независимости.

    Мои попытки объяснить, что бесплатный сыр бывает только в мышеловке и что за все нужно платить, а Украина необходима Европе только как раздражитель России, собеседницей игнорируются. Как и то, что Европе не нужны ни украинские товары, ни украинская рабочая сила. Аргументы о том, что рабочих мест лишатся десятки тысяч украинцев, что встанет гордость Донбасса - металлургия, в расчет не принимаются. Нелюбимый киевлянами Донецк далеко, а Майдан вот он, тут рядом. "Донецкие эту кашу заварили, пусть они и расхлебывают", - сражая наповал, заключает эта учительница.

    Моего полку прибывает. Получаю союзника в виде мужичка неопределенного возраста, обычного зеваки, прибывшего на Майдан скорее от скуки, нежели от праздного любопытства. Он тут же говорит о том, что "рукою Европы водят Соединенные Штаты".

    Нас уже трое. Можно соображать. Сбоку волчьим взглядом смотрят двое смолящих сигареты молодых людей.    Похоже, с моей рязанской внешностью пора закругляться. Вот он - урок номер три нынешней "оппозиционной площади": она притягивает простых мечтателей, которым умелые пропагандисты вбили в голову красивые и немудреные клише, а также агрессивных маргиналов, желающих прославиться и побузить. Никакая власть, похоже, не сможет поговорить с ними на их языке.

    Такое впечатление, что толпе, собравшейся на площади, главное - подвигаться, побузить, дать газку в прямом и переносном смысле. Проверить крепость власти. Найти ее слабые места. И "точить" их. Не мытьем, так катаньем.

    А еще один урок Майдана-2013 для власти состоит в том, что оппозиция демонстрирует удивительную способность к мобилизации и смене тактики. Ночью в среду объединились два разных Майдана. Евромайдан убрал партийные флаги и двинулся к своим собратьям к стелле Независимости. Это значит, что "в день Вильнюса" в четверг "Киев а-ля Майдан" может ждать новый интригующий сюжет.

    Поделиться