Сколько времени они еще продержатся, неизвестно. Дом построен в 1956 году и имеет деревянные перекрытия, которые не видны ни с чердака, ни из квартир. Чтобы проверить их состояние, нужно фактически взламывать полы. Собственники жилья вряд ли согласятся на это.
- Перекрытия эти гнили много лет, потому что крыша была дырявой, - подчеркнул Виктор Великоредчанин. - Сейчас мы получили закономерный результат: конструкции сгнили, и жилища становятся небезопасными.
В пресс-службе городской администрации от комментариев отказались, переадресовав корреспондента "РГ" к руководству муниципального предприятия "Управление капитального строительства".
- Проводится предварительное расследование, потом будет работать техническая комиссия, - заявила директор управления Наталья Левченко. - Пока могу сказать, что произошло обрушение одной балки и части перекрытия, поскольку конец балки сгнил.
Директор затруднилась пояснить, угрожает ли та же участь другим жильцам дома. Для этого предстоит провести обследование балок, которое пока сделать невозможно - сначала нужно расчистить утеплитель.
Поскольку перекрытия относятся к общедомовому имуществу, жильцы должны инициировать общее собрание и решить на нем, как быть дальше, считает Виктор Великоредчанин. Перекрытия можно восстановить, но все это обойдется в миллионы, которых нет ни у жильцов, ни у управляющей компании, поэтому единственный выход - требовать выполнения этих работ через суд от городских властей.
Как отметил председатель правления Союза жилищно-коммунальных предприятий (СЖКП) Мурманской области Юрий Дунин, подобных домов в областном центре много, и ситуация в доме № на улице Володарского - только "первая ласточка". По его мнению, ситуацию может спасти создание грамотной системы финансирования капремонта жилья в Заполярье. Фонд капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Мурманской области уже появился, но до сих пор не определен размер взносов, которые должны будут выплачивать жильцы на капремонт. Если ничего не изменится, то придется ждать других ЧП - возможно, с человеческими жертвами.
Тем временем семья Герасимчук, которая жила в квартире с обрушившимся потолком, продолжает оставаться в прежнем жилище. Больше всех пострадал 60-летний глава семьи Анатолий Герасимчук, которого балка сильно ударила по голове, причинив ссадины и сотрясение мозга. Сейчас он находится в больнице.
Как сообщил его сын Семен, городские власти предложили им временно поселиться в другое жилье, где не было даже кроватей, поэтому они отказались от переезда. Кроме того, упавшая балка повредила кухонную мебель и искорежила газовую плиту. По словам Семена, причиненный ущерб не намерены компенсировать ни чиновники, ни управляющая компания, поэтому семья намерена обратиться в суд.