Башкирские депутаты поправили федеральное законодательство

Государственная дума приняла в первом чтении законопроект "О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ", инициатором которого стал парламент Башкортостана. Подробнее об этом документе и деятельности Госсобрания - Курултая РБ в целом рассказал на "Деловом завтраке" в "Российской газете" председатель регионального парламента Константин Толкачев.

Константин Борисович, республиканский парламент выступил с законодательной инициативой. В чем суть данного законопроекта?

Константин Толкачев: Речь идет о внесении изменений сразу в три федеральных закона - "О муниципальной службе в РФ", "Об аудиторской деятельности", "Об общих принципах организации деятельности контрольно-счетных органов субъектов РФ и муниципальных образований". Республиканские депутаты обнаружили в них коррупциогенный фактор, касающийся семейственности при приеме на работу в органы государственной и муниципальной власти. И предложили ввести в этом смысле ограничения не только для детей начальников, но и супругов первых. Сейчас в нижней палате российского парламента рассматриваются еще четыре законопроекта, инициированные Госсобранием РБ и также направленные на борьбу с коррупцией. Кроме того, одна из очередных законодательных инициатив региона касается поправок в миграционное законодательство. В частности, предлагается сделать обязательной для иностранных граждан медицинскую страховку. Это позволит защитить права самих мигрантов на лечение, а также оградить республику от ввоза инфекции из-за рубежа. Кстати, порядка 12 процентов законодательных инициатив Башкортостана находят поддержку среди депутатов Госдумы. Это очень неплохой показатель.

Состав регионального парламента после выборов обновился на две трети. Многие депутаты впервые стали народными избранниками. Интересно, как происходил процесс их распределения по комитетам? По желанию, необходимости, профессиональным качествам или же волевым решением?

Константин Толкачев: Пришлось распределять с учетом их предыдущей профессиональной деятельности.  На вопрос: "В каком комитете хотели бы работать, 80 процентов депутатов ответили: "В бюджетном". Понятно, что финансы интересны всем, но ведь есть множество других не менее важных вопросов.

Количество комитетов увеличилось, число парламентариев сократилось. Справятся с нагрузкой?

Константин Толкачев: Действительно, в новом составе парламента РБ  - 110 депутатов, но только 22 человека работают на постоянной основе. Раньше их было 17. Увеличилось количество постоянных комитетов: мы разделили промышленность и жилищно-коммунальное хозяйство вместе с инфраструктурой в силу актуальности последнего направления для всего населения. В некоторых комитетах назначено по два заместителя вместо одного. Но даже несмотря на некоторое расширение штатов, парламент Башкортостана остается одним из самых немногочисленных и экономичных. Давать оценку работе своих коллег, считаю, немного рановато. Единственное, что могу сказать: потенциал есть.

В работе Госсобрания еще одно новшество - создаются экспертные советы, которые будут консультировать народных избранников перед принятием законов. Как это увязывается с профессионализмом депутатов и укладывается в понятие экономичного парламента?

Константин Толкачев: Народные избранники и раньше консультировались со специалистами по тем или иным вопросам, но в другом формате -  парламентских слушаний, заседаний рабочих групп, круглых столов. Теперь эта работа будет структурирована. Экспертные советы сформируют при каждом комитете, с учетом пожеланий самих депутатов. Работать там люди будут исключительно на общественных началах. Так что никаких дополнительных расходов для этого не потребуется.

Как вы считаете, для чего вообще идут в парламент, какие цели преследуют в стремлении получить статус депутата?

Константин Толкачев: Намерения бывают разными. К сожалению, встречаются те, кто желает защитить либо продвинуть свой бизнес, это не секрет. Но сделать это напрямую, за счет законодательного лобби у нас невозможно. Мы строго контролируем процесс, и отсекаем малейшие попытки поставить закон во главу угла интересов узкого круга. А вот решить свой вопросик среди прочих их государственных дел при желании можно. Для депутата Госсобрания РБ открыты двери всех кабинетов. Так что это тема личной порядочности каждого. За многие годы работы в парламенте наблюдаю еще одну группу людей, искренне верящих в то, что именно они смогут сделать законодательную базу совершенной. Правда, со временем понимают, какой это непростой процесс. На мой взгляд, депутатская деятельность, наряду с активным законотворчеством, еще и возможность активного общения, приобретения нового опыта и хорошая жизненная школа.

По большому счету, парламент - это все-таки место для дискуссий, активного обсуждения и отстаивания позиции при принятии решений, по которым потом будет жить весь регион. Однако в Госсобрании Башкортостана все заседания проходят слишком уж гладко, при полном единодушии депутатов…

Константин Толкачев: В повестку дня пленарных заседаний вносятся уже глубоко проработанные проекты, прошедшие законодательное сито в экспертных и рабочих группах, обсужденные на профильных комитетах. Кроме того, перед началом заседаний вопрос рассматривается на фракции (в Госсобрании их две - Компартии и "Единой России"), где члены партии обсуждают, как будут голосовать. Так что спорить на заседании фактически не о чем.

А что же оппозиция?

Константин Толкачев: До последнего времени ее практически не было. В парламенте действует, как я уже отметил, всего две фракции. Но в новый состав, помимо "Единой России" и КПРФ, вошли также представители ЛДПР, "Патриотов России", "Альянса зеленых" и "Партии социальной справедливости". Чтобы активизировать их деятельность, принято решение о формировании депутатских групп, численностью не менее трех человек, которые будут обладать полномочиями фракций. Таким образом, в Госсобрании смогут появиться еще две депутатские группы.

Какие основополагающие проекты планируется рассмотреть в период зимней сессии? Что обещают они простым жителям?

Константин Толкачев: Бюджет Башкортостана более чем на 80 процентов - социально ориентированный, на развитие средств практически не остается. Поэтому система оказания социальной помощи в республике будет приобретать большую адресность. Финансовую и материальную поддержку станут получать только те, кто в ней действительно нуждается. Другая не менее важная задача - активизировать приток инвестиций в регион и добиться стабильной работы промышленности - главного наполнителя казны. Сегодня львиная доля республиканского бюджета формируется за счет трех налогов - на прибыль, имущество и доходы физических лиц. Так что руководство региона напрямую заинтересовано в развитии производственных мощностей и повышении заработной платы. Последняя, наряду с жильем и трудоустройством, - в числе приоритетов.

Константин Борисович, как вы относитесь к процедуре переименования президента Башкортостана в главу региона? Не является ли она уступкой  суверенных полномочий?

Константин Толкачев: На эту тему сегодня много говорят и пишут. Хотя в действительности изменение названия первого должностного лица республики - вопрос чисто технический, а не политический. В соответствии с федеральным законодательством, начиная с 2015 года, в России запрещается называть глав субъектов РФ президентами. Регионы сами вправе выбрать для этого любые другие приемлемые варианты, в том числе с учетом исторических традиций. В республике этот вопрос сейчас обсуждается. Помимо главы региона, рассматривается еще несколько названий для первого руководителя Башкортостана. Например, хаким - означает "правитель", ильбаши - глава территории, даже азамат - в переводе с арабского - "величие", "слава". Что касается уступок, то Башкортостан никакими эксклюзивными полномочиями по сравнению с другими российскими регионами не обладает. Мы все равны в своих правах и обязанностях.

Одно дело принять закон, другое - обеспечить условия для его реализации. Насколько эффективно используется в регионе законодательная база?

Константин Толкачев: Проблемы здесь, безусловно, имеются. Например, муниципалитеты очень слабо пользуются возможностями республиканского Кодекса об административных нарушениях. Потому что материально в этом не заинтересованы. Львиная доля штрафов за административные правонарушения проходит мимо местной казны, поступая в бюджеты других уровней. Поэтому администрирование этих сборов предлагается включить в обязательном порядке в функциональные обязанности руководителей муниципалитетов. А часть штрафов в виде субсидий - возвращать в местные бюджеты. Однако для системного решения вопроса нужен контроль со стороны прокуратуры. Но пока, к сожалению, надзорный орган отслеживает исполнение исключительно федерального законодательства. Так что впору свою прокуратуру создавать.

Встречаются ли парламентарии с жителями в округах? Вообще существует такое понятие, как депутатская ответственность перед избирателями?

Константин Толкачев: По закону депутаты Госсобрания не обязаны встречаться с избирателями и собирать наказы населения. Предполагается, что подобная связь работает только в период предвыборной кампании. К сожалению, некоторые депутаты, пользуясь этим, в период выборов дают много обещаний, а потом забывают о них. Не могут говорить о других партиях, но в "Единой России" обязательные отчеты народных избранников предусмотрены партийным уставом. Они ведут прием населения в Уфе по установленному графику. Выезжают и на места. Участие парламентариев-единороссов во всех встречах, проводимых в муниципалитетах, строго контролируется партийным руководством.

Константин Борисович, не кажется ли вам, что законодательная база региона, да и всей страны, слишком разрослась. В огромном количестве законов едва ориентируются даже специалисты, не говоря уже о населении. Возможно, пришло время провести оптимизацию созданной базы.

Константин Толкачев: В истории страны было время, когда законы практически не издавались. В период с 1933 по 1976 год было принято всего 72 из них, и страна обходилась этим минимумом. Основную функцию законодательной базы вязли на себя различные подзаконные акты - директивы, приказы, инструкции. Но в тот период все вопросы держала под контролем партия. С наступлением демократии ситуация изменилась - главным регулятором общества стал закон. Жизнь постоянно меняется, появляются новые понятия, направления развития. Ежегодно Госдума РФ принимает до 400 - 500 законодательных актов. И со временем их количество будет только расти, об этом свидетельствует весь мировой опыт. Так что нам остается принять это как данность. А вот сократить количество региональных законов, направленных на приведение их в соответствии с федеральными стандартами, можно и нужно. Эту работу, на мой взгляд, необходимо начать с принятия закона "О правовом статусе субъектов РФ", который разграничит законодательные полномочия двух уровней власти. А пока 40 процентов законов, над которыми работают республиканские парламентарии, направлены не на создание новой, а на унификацию уже имеющейся базы.

Под каким еще законом вы поставили бы свою подпись, не задумываясь?

Константин Толкачев: В свое время для того, чтобы войти в совет Европы, России ввела мораторий на смертную казнь. Принципы гуманизм и цивилизации, безусловно, важны. Но я считаю, что в отношении очень узкой группы людей, преступивших закон, высшая мера наказания в виде смертной казни все же должна сохраняться. Например, когда речь идет о серийных убийцах, маньяках, на счету которых - десятки безвинных жертв, а также преступниках, на раскаяние и исправление которых рассчитывать уже не приходится.

Константин Борисович, ваша трудовая деятельность в республике начиналась с Уфимского юридического института МВД России.  Вы - доктор юридических наук, профессор. По прошествии лет не потеряли связи с институтом?

Константин Толкачев: Стараюсь. Правда, из-за нехватки времени пришлось оставить преподавательскую деятельность. Но я продолжаю заниматься наукой, пишу статьи в специализированные юридические издания.

А как восстанавливаетесь в минуты отдыха?

Константин Толкачев: Езжу на мотоцикле, на скутерах, у меня есть замечательная овчарка. Когда выпадает возможность, с удовольствием рыбачу.

Вы - один из наиболее активных в республике руководителей-блогеров. Ваши посты интересны, актуальны, а главное, полезны, потому что объясняют простым людям суть тех или иных законов. А журналисты, что греха таить, используют их в качестве комментариев к своим статьям. Однако в последнее время писать в блог вы стали заметно реже. Жаль.

Константин Толкачев: Это была всего лишь пауза, которую я сознательно взял на время предвыборной кампании. А сейчас готов возобновить работу.  Есть даже несколько идей по этому поводу. Думаю, будет интересно и полезно пообщаться с посетителями моего блога в режиме он-лайн, вопросы для этого можно прислать заранее. Ближайший такой разговор, возможно, состоится уже на этой неделе.