04.12.2013 00:18
    Поделиться

    Федор Бондарчук: Драматической ситуации на "Ленфильме" нет

    Диалог и дискуссия - это, пожалуй, ключевые слова II Cанкт-Петербургского международного культурного форума, который в течение трех дней, со 2 по 4 декабря, проходит в "северной столице".

    Нацеленный на обсуждение проблем и выявление перспектив - прежде всего, следующего 2014 года, который объявлен в России Годом культуры, Форум не предполагает "попурри" для праздных слушателей, но в идеале - призван сконцентрировать усилия профи на болевых точках, И, разумеется, способствовать диалогу тех сил общества, бизнеса, политики, которые осознают, что культура не десерт после "серьезных дел", не довесок к социальной и политической структуре. Вообще-то именно она и определяет, какой будет эта самая структура, к примеру, жесткой или гибкой, чисто иерархической или сетевой. Она фактически определяет цели и то, как они формируются. Как минимум - отношения людей друг к другу и к самим себе. С этой точки зрения, широкий спектр тем, обсуждений, круглых столов на Международном культурном форуме, который затрагивает, кажется, все темы: от балета до традиционного народного искусства, от Манифесты 10 до цирка, - не столько свидетельство желания объять необъятное, сколько признание, что культура - это и есть жизнь. Вся жизнь, но увиденная с новой точки зрения. С той позиции, для которой умение услышать другого является базовой ценностью.

    В этом смысле любопытно, что, как показали события первого дня, Форум способствовал не только международному сотрудничеству, но и взаимопониманию российских деятелей культуры между собой. Так, 2 декабря во втором зале кинотеатра "Великан-парк" в присутствии журналистов состоялось подписание соглашения о стратегическом партнерстве между киностудией "Ленфильм" и Некоммерческим фондом Александра Сокурова "Пример интонации". Этот фонд, нацеленный для поддержки дебютов молодых кинематографистов, был создан в июне этого года, в состав учредителей вошли Н.Д.Солженицына и В.И.Толстой.

    "Очень много информации появилось о "Ленфильме", - сказал перед подписанием соглашения Федор Бондарчук, председатель совета директоров "Ленфильма". - И о том, что под одной крышей не будут существовать одни художники и другие… Что помещения студии будут отданы в аренду… Что умрет дух "Ленфильма" и ленинградская школа кино тоже умрет… Но то, что сегодня мы увидим презентацию новых проектов, которые связаны с Петербургом, свидетельствует, что студия остается творческой лабораторией. Я пытаюсь сделать все, чтобы сохранить коммуникацию людей. Встречи и разговор людей - и тех, которые окружают студию и тех, кто работает на ней, - пример того, что нет разрыва, драматической ситуации на студии".

    Напоминание о ленинградской школе кино было не случайным. Ленинградская школа - понятие гораздо более широкое, чем "Ленфильм". Что, собственно, продемонстрировала презентация кинопроектов в "Великан-парке". Здесь были представлены новые проекты студии СТВ и "Мастерской Сеанс" - документальные фильмы "Балабанов" и "Онега", над которыми работает и которыми живет Любовь Аркус… Многообещающе выглядит международный проект (с участием Финляндии, Белоруссии и Казахстана) "Я не вернусь", который снимает эстонец Ильмар Раага, а вдохновителями его стали петербургские продюсеры. Очень современный подход, кстати. Здесь был представлен крупный телепроект "Ладога" Александра Велединского (о дороге жизни в годы блокады), который снимается по заказу Первого канала… А Фонд Александра Сокурова, существующий меньше полугода, представил три (!) дебюта - уже в работе. Среди тех, кого поддержал Фонд, - сценарист Марина Потапова. Ее имя о многом скажет поклонникам фильмов "Пыль" и "Шапито-шоу".

    Но вообразить "ленинградскую школу" без "Ленфильма" можно только в страшном сне. Среди двух проектов, представленных "Ленфильмом" в "Великан-центре", обращает на себя внимание анимационный фильм Михаила Сафронова "За окно. Рассказы из жизни Хармса" (вместе со студией "Мельница"). Сделанный в графической черно-белой манере, он удивительным образом сплавляет стихотворение и дневниковые записи Даниила Хармса, фантастический образ и документальное свидетельство, память о футуристической книге и урчании моторов "черных марусь", волшебную стихию игры и образ замкнутого мира, где поэзия, игра и детская вера в чудеса становятся последними соломинками спасения. Хочется верить, что этот пример настоящей анимации станет одной из тех соломинок, которые поддержат реанимацию знаменитой студии.

    Другой важнейшей инициативой, прозвучавшей на Форуме в первый день работы, стало предложение о создании в сети синематек в регионах России. Пилотным проектом может стать петербургская "Синематека. ХХI век". Идея, которая поддержана "Ленфильмом", Фондом Александра Сокурова "Пример интонации", журналом "Сеанс", стала одним из результатов работы международной конференции "Дети синематеки", проходившей в кинотеатре "Аврора".

    Цифры

    На II Санкт-Петербургском международном культурном форуме - 2000 участников из более 50 стран мира, 11 тематических блоков, 50 мероприятий на 30 площадках.
     

    Поделиться