По словам руководителя Федеральной налоговой службы Михаила Мишустина, по отдельным показателям наша страна вообще является лидером делового рейтинга. Например, налоговых и других обязательных платежей у наших предпринимателей всего 7, тогда как в странах ОЭСР - 12, а в СНГ - 27. Опережает РФ другие страны и по совокупной налоговой ставке (СНГ на 2%, БРИКС - на 4,4%).
С 1 июля этого года в Торгово-промышленную палату РФ поступают на оценку регулирующего воздействия и проекты налоговых актов (различные приказы ФНС и прочие документы). Рецензии с учетом мнения бизнеса направляются в минэкономразвития. Для большей оперативности, считает президент ТПП РФ Сергей Катырин, заключения палаты в части ОРВ налоговых актов необходимо направлять параллельно и в ФНС.
В 2013 году в Налоговый кодекс РФ было внесено 23 изменения (в 2011 году Кодекс корректировался 27 раз, в 2012-м - 28). Среди поправок в НК Сергей Катырин отдельно выделил новый закон о досудебном урегулировании налоговых споров, который вступил в силу в августе этого года и призван создать более комфортные условия для налогоплательщиков, сократить число судебных тяжб.
В этом плане ФНС уже добилась определенных положительных результатов, сказал Михаил Мишустин. За четыре последних года, благодаря введению процедуры обязательного досудебного урегулирования налоговых споров, их количество снизилось с 70 до 50 тыс. Если до сих пор этот порядок распространялся на решения по налоговым проверкам (количество которых, кстати, в 2013 году сократилось на 30%), то с 2014 года он станет действовать на все виды налоговых споров. При этом законом введен ускоренный порядок (15 дней) рассмотрения споров по всем видам действий или бездействия налоговых органов, а налогоплательщикам увеличен срок подачи жалобы с 10 дней до одного месяца.
С 2014 года ФНС запускает очень полезный для предпринимателей сервис - "Личный кабинет налогоплательщика для юридических лиц", в котором сконцентрированы вся необходимая компаниям информация и практически весь необходимый функционал для взаимодействия с налоговыми органами. Этой услугой в порядке эксперимента уже пользуются юрлица в 22 регионах, а в 2014 году она станет доступной по всей России. О востребованности такого сервиса говорит хотя бы то, что количество обычных граждан, зарегистрировавшихся в "Личном кабинете для физических лиц", за год возросло в 2,8 раза: с 1,9 млн в октябре 2012 г. до 5,3 млн в октябре 2013-го. "Общение" в электронном виде выгодно всем. Налогоплательщик предоставляет в ФНС отчетность за считаные секунды, получает от налоговиков все необходимые документы, а сотрудники налоговой службы онлайн следят за своевременностью и правильностью расчетов с бюджетом. К тому же отсутствие прямых контактов сторон здорово снижает риск коррупционных проявлений.
Что касается оздоровления бизнес-среды, то глава ФНС России обратил внимание на Федеральный закон N 134-ФЗ от 28 июня 2013 года "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям". По словам Михаила Мишустина, этот документ создает значительные препятствия массовому созданию фирм-"однодневок" и условиям для противодействия рейдерству, что в целом будет способствовать ведению бизнеса. Кроме того, с 1 января 2014 года вводится обязательное электронное декларирование НДС и устанавливается право налоговых органов запрашивать пояснения при проведении камеральной проверки в случае представления уточненной налоговой декларации на уменьшение.
Буквально две недели назад президент страны Владимир Путин одобрил разработанную Агентством стратегических инициатив совместно с представителями бизнеса и органов исполнительной власти "дорожную карту" "Совершенствование налогового администрирования". По словам генерального директора АСИ Андрея Никитина, "карта" призвана способствовать сокращению временных и денежных затрат бизнеса на подготовку налоговой отчетности, улучшить их взаимоотношения с налоговиками, сблизить налоговый и бухгалтерский учет, стимулировать переход на электронный документооборот и т.д. По словам Сергея Катырина, предложения бизнес-сообщества в "дорожной карте" учтены. "Налоговая система должна быть настроена на улучшение качества инвестиционного климата, повышение предпринимательской активности, совершенствование структуры экономики, повышение ее конкурентоспособности, прежде всего на рынках наукоемкой, высокотехнологичной продукции. В целом при реализации налоговой политики ее сбалансированность нужно обеспечивать путем дальнейшего улучшения администрирования налогов, искоренения случаев потерь бюджетных доходов, увеличения неналоговых доходов от эффективной приватизации", - отметил президент ТПП РФ.