По действующему пенсионному законодательству программа госсофинансирования стартовала в конце 2008 года, а прием заявлений от новых участников Пенсионный фонд закончил 1 октября 2013 года. О том, что программу нужно продлевать, много раз говорили и в минтруде, и в ПФР: она реально выгодна будущим пенсионерам. Но в минфине эту идею не поддерживали, поскольку программа предполагает дополнительные расходы из федерального бюджета.
Тем не менее, сообщили "РГ" источники в правительстве, окончательно "закрывать" софинансирование было бы нецелесообразно, тем более что в дальнейшем эту программу можно было бы "подстроить" для некоторых целевых групп - например, досрочников. "Она (программа) приучает людей к мысли, что пенсия должна формироваться не только за счет взносов работодателя, как сейчас, но и из личных денег работника. Так, как это происходит во всех цивилизованных странах", - пояснил наш источник.
Напомним, суть программы в том, что личные взносы работающих граждан в накопительную часть будущей пенсии пополняются из федерального бюджета по принципу 1:1. Для работников, достигших пенсионного возраста, государство предоставляет льготные условия: на 1 личный рубль "доплачивается" вчетверо больше, то есть 4 рубля. При этом закон ограничивает максимальный размер взносов, внесенных гражданами, - 12 тысяч рублей в год (но не меньше 2 тысяч). Таким образом, бюджет доплачивает к индивидуальным взносам работников тоже максимум 12 тысяч рублей в год, а для тех, кто достиг пенсионного возраста и продолжает работать, - 48 тысяч рублей.
Максимальный срок участия в программе - 10 лет, но выйти из нее можно и раньше - это регулирует сам человек. Деньги, внесенные на его счет за все годы, инвестируются по его распоряжению, как и остальные средства пенсионных накоплений. При выходе на пенсию вся сумма накоплений вместе с инвестиционным доходом учитывается при расчете накопительной части пенсии.
Кроме возможности заметно пополнить пенсионный счет, программа предоставляет участникам те же плюсы, которые привлекают людей в накопительной схеме, - все эти средства принадлежат лично будущему пенсионеру (включая и ту часть, что ежегодно добавляет государство), на них распространяется принцип правопреемства. То есть если гражданин умирает до назначения ему выплаты накопительной пенсии, его правопреемники получают всю сумму целиком. Если участник программы софинансирования умирает после назначения выплаты (то есть он какое-то время накопительную пенсию получал), правопреемники могут получить невыплаченный остаток средств. Правда, при условии, что при оформлении пенсии гражданин выбрал срочную выплату пенсии.
Дело в том, что, в отличие от страховой пенсии, накопительная ее часть может выплачиваться по двум вариантам: либо в виде срочной выплаты (то есть в течение определенного срока), либо в виде бессрочной выплаты (то есть вместе со страховой частью накопительная выплачивается пенсионеру пожизненно). Продолжительность срочной выплаты, если гражданин выбирает этот вариант, он устанавливает сам. При этом срок выплаты, по закону, не может быть меньше 10 лет.
Все эти основные правила минтруд предлагает сохранить и на 2014 год. Изменение в законопроекте одно: программа софинансирования в случае ее продления (если законопроект будет принят) станет недоступной россиянам, уже оформившим пенсию.
В ПФР напоминают: всем новым участникам программы, вступившим в нее в 2013 году, необходимо успеть сделать первый платеж до конца года (то есть в течение декабря).