Власти намерены проверять кредитоспособность взяточников

Законодатели намерены исправить правовой пробел, позволяющий взяточникам, получившим гигантские штрафы, уходить от расплаты. Не исключено, что перед назначением наказания суд будет проверять финансовое состояние подсудимого. Или человеку просто предложат внести гарантийный взнос. Конкретный механизм сейчас прорабатывается.

Как заявил "РГ" председатель Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин, соответствующие поправки будут внесены в ближайшее время в рамках тех законопроектов о службе судебных приставов, что уже рассматриваются в Госдуме.

Некоторое время назад в парламент были внесены два больших проекта поправок в законодательство об исполнительном производстве. Сейчас депутаты с ними работают, именно там и могут появиться положения, регламентирующие процедуру взыскания кратных штрафов. Тогда мимо кассы коррупционеру уже не пройти.

Напомним, система так называемых кратных штрафов была введена весной 2011 года. Идея была в том, чтобы законным путем буквально раздевать коррупционеров до нитки, тогда взяточники, так сказать, попадали бы из князей в грязи.

Новый порядок не отменял вовсе тюрьму, но давал судам выбор: применить суму или тюрьму. В каком-то смысле разорительные штрафы должны были заменить конфискацию. Однако, когда взяточникам стали выставлять миллионные счета, в системе что-то не заладилось. "В данном случае мы видим законодательный пробел. Сегодня взяточникам в наказание назначают такие суммы штрафа, которые можно выплачивать чуть ли не всю жизнь. Однако закон об исполнительном производстве не настроен на такое длительное взыскание", - пояснил Владимир Плигин.

Конечно, особо злостных неплательщиков закон разрешает отправить в тюрьму. Проблема только в том, что злостными можно признать не всех. Если осужденный коррупционер не бегает от судебных приставов, а просто жалуется на бедность, что-то сделать с ним трудно. Суд может назначить ему рассрочку на пять лет. Но время - не всегда деньги. "Допустим, пять лет прошло, осужденный что-то платил, не уклонялся, однако погасил лишь мизер из назначенной суммы, - рассказывает Владимир Плигин. - В тюрьму его уже не посадят: штраф на лишение свободы заменяют в том случае, когда осужденный не выплачивает штраф по неуважительным причинам, уклоняется. А здесь гражданин не является злостным уклонистом: не скрывал имущество, не прятался от приставов, у него "всего лишь" нет денег. Как быть?" По его словам, судебные приставы, которые и заметили пробел в законодательстве, активно говорят о том, что нужно его ликвидировать, и выдвигают различные предложения. Например, проверять финансовое состояние подсудимых, их материальные активы еще на стадии рассмотрения дела в суде. И в зависимости от того, в состоянии человек заплатить штраф или нет, выносить наказание. "Возможны и другие решения проблемы. Мы будем их тщательно изучать, чтобы выбрать наиболее эффективное из них. Думаю, соответствующие поправки будут внесены в ближайшее время - в рамках тех законопроектов, что уже рассматриваются в Госдуме", - сказал Владимир Плигин.

Есть у новой системы и проблемы с имиджем. Некоторые представители общественности воспринимают ее как послабление коррупционерам, освобождающее их от тюрьмы. Мол, заплатил и не сиди. Как было подмечено недавно, 92 процента взяточников остаются на свободе. Цифры действительно режут глаз. Однако дело здесь не в излишней гуманности правосудия. Просто большинство пойманных взяточников таковы, что в тюрьму посадить стыдно. По официальной статистике, каждый девятый осужденный взяточник - пожилой пенсионер. По данным Судебного департамента при Верховном суде России, за полгода по статье "взяточничество" всего было осуждено около 700 человек. Из них 75 осужденных мужчины и женщины пенсионного возраста. Как правило, это простые люди: врачи, учителя, преподаватели вузов и т.д., польстившиеся на пятьсот - тысячу рублей мзды. При старой системе подобным коррупционерам давали условные сроки, сейчас штрафуют на десятки - сотни тысяч рублей. Вот пример из последнего обзора судебной практики Верховного суда России. Студентка купила за тысячу рублей подарочную карту сети магазинов и отдала преподавателю физкультуры вуза. Последняя, в свою очередь (доцент кафедры физкультуры и спорта была женщиной), поставила девушке зачет без лишней беготни. Доцента взяли, а высшая судебная инстанция страны на ее примере решила разъяснить важный правовой момент: считать ли, что преподаватель брала взятку за свои законные действия или незаконные действия. Законные: когда коррупционер получает мзду за то, что должен делать бесплатно. Незаконные, если он за деньги готов нарушить закон. За это наказывают строже. Поскольку, как выяснилось, доцент имела полное право ставить зачет, ее провели по мягкому варианту. Цена вопроса при старых порядках была примерно год или три условно. Сейчас речь идет, штрафовать ли на сумму от 25 до 50 тысяч рублей в "законном" случае. Или от 40 до 70 тысяч - в "незаконном".

Всего же среди осужденных за полгода взяточников было 152 женщины. Еще любопытный момент: среди взяточников оказалось даже 5 рабочих. Интересно, за что им предлагали. Также в числе осужденных за мзду 194 правоохранителя, включая прокуроров и следователей. Нельзя забывать, что осужденный взяточник помимо прочего получает судимость и лишается должности. Обратный доступ к ответственным постам ему закрыт. Так что наказание рублем не так безобидно, как может показаться. Главное, чтобы ловили не только коррупционную мелочь, но и крупные рыбу. За взятки же свыше миллиона рублей в прошлом году было осуждено около 60 человек.

Между тем

Сегодня пленум Верховного суда России планирует обсудить проект постановления, касающийся взыскания кратных штрафов. "Количество штрафов в виде меры наказания, в том числе за взяточничество, резко увеличилось, - пояснил журналистам председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев. - Если два года назад лишение свободы за получение взяток в среднем по России составляло 25 процентов, то сейчас - всего 8 процентов. Ну, а как же работает этот штраф? Эффективен он или нет? Ведь мера наказания должна соответствовать определенным целям - исправления, осознания того, что совершено общеопасное деяние, оценки этого деяния. На пленуме мы обсудим вопросы, связанные со значением штрафов за коррупционные преступления, посмотрим, какова ситуация. Мы проанализируем практику назначения штрафов, в том числе по делам о взяточничестве, и проанализируем вопросы, связанные с реальным исполнением этого вида наказания".