Фильм про спасение капитана Филлипса вышел на экраны

Испытать на своей шкуре - новейший девиз зрелищного кино. Найдено, наконец, применение новым технологиям, когда опыт зрителя в кинозале близок реальному.

И вот на экраны с небольшим разрывом выходят два фильма, построенные на этом принципе: "Капитан Филлипс" - уже в кинотеатрах, и на подходе "Не угаснет надежда". Действие обоих происходит в открытом море, и мы реально в нем тонем.

Боевик "Капитан Филлипс" - о захвате американского грузового судна сомалийскими пиратами - снимался с максимальной самоотверженностью. Верный документальным методам, Пол Гринграсс ("Потерянный рейс", "Превосходство Борна") и на этот раз задумал создать что-то вроде игровой хроники драмы, развернувшейся у берегов Сомали в 2009 году. Он обратился к книге, написанной капитаном захваченного судна "Алабама" Ричардом Филлипсом, и решил воспроизвести события последовательно, не прибегая к спецэффектам и все сняв на реальном грузовом судне, а потом на спасательном ботике в открытом море. Такие натурные съемки рискованны, полны непредсказуемых ситуаций и ставят перед оператором задачи особой сложности. Не говоря об актерах, которые испытывают многие тяготы, выпавшие на долю их героев. По замыслу, все это должно дать мощный "эффект присутствия": зрители переживут драму захвата в заложники как свою собственную.

Получилось динамично. Решили, что этого достаточно. Поэтому сценарий написан проще некуда: капитан прощается с любимой женой, а между тем сомалийские парни уже готовятся к очередной атаке, а между тем на "Алабаме" заметили погоню... и далее до момента, когда захваченного в заложники Филлипса освободят спустившиеся с небес "морские котики" из спецназа. Пафос фильма примерно тот же, что в "Спасении рядового Райана": для вызволения "нашего парня" приводится в действие весь государственный механизм, от Белого дома до авианосцев ВМФ.

Все началось с того, что Филлипс с женою по пути в аэропорт тезисно обозначают обстоятельства времени: "поколения растут другими, мир меняется", типа Ниагара впадает в Онтарио. Наскоро будет обозначена и экономическая подоплека пиратства: людьми кукловодят богатеи боссы, которым нужны миллионы, и все эти перекошенные от ярости нищие сомалийцы с бешеными глазами - на самом деле жертвы, их можно понять. Все это продекларировано в нужный момент политпросвета, но в художественной ткани фильма такой нити нет - она туда и не вплеталась. Все то, чему режиссер, судя по интервью, придает особое значение, в фильме дано мимоходом: помянули - и дальше!

Внешне динамичные сцены с погоней "морских котиков" за желтым спасательным ботиком аранжированы под политкорректные дипломатические переговоры: ни одного срыва не позволяет себе командир эсминца "Бэйнбридж" - он озабочен, но почти солидарен с "бандитами поневоле". Накал переговоров высок, и я с уважением отношусь к усилиям ВМФ США по освобождению заложников, но ни минуты не верю роботоподобной бесстрастности офицеров на экране - такие они демонстративно, до стерильности "правильные". Совершенно как в адекватном по задачам советском пропагандистском фильме: боевик, но с обязательной нагрузкой в виде двух-трех гуманитарных идей.

На мой взгляд, не дал ожидаемого результата и риск в натуральных условиях. На огромном экране IMAX репортажные съемки "с плеча" выглядят монотонным мельканием обрывистых кадров; иногда режиссер теряет над ним контроль, и монтаж становится невнятным. (В этом смысле аналогичные кадры из фильма "Не угаснет надежда", снятые в безопасном бассейне, дали, как ни странно, более впечатляющий результат). Впрочем, экстремальные условия сказались на градусе актерского существования: актерам уже не до игры - они на грани нервного срыва. То, что делает в кадре Том Хэнкс, не назовешь мастерством: это физиология перепуга, истерика под дулом пистолета, синдром заложника. Финальная сцена, которой так гордятся создатели фильма, - это зрелище человека, от шока потерявшего рассудок. Так "Капитан Филлипс" переворачивает все традиционные представления о капитане как человеке, для которого способность не терять присутствия духа - одна из основ профессии: герой фильма больше похож на вечно близкую к обмороку институтку. Как сказала бы Нонна Мордюкова, "хороший мужик, но не орел!".

Можно это нарушение законов жанра считать приближением к реализму, но "негероичный герой" вышел по-человечески неинтересным. Поэтому для меня так шумно анонсируемый "Капитан Филлипс" стал главным разочарованием года.

А вот способности американского кино оперативно реагировать на актуальные сюжеты реальной жизни и ими вдохновляться - можно позавидовать. Только за последние годы сняты фильмы о трагедии 11 сентября, о ликвидации террориста номер один Бен Ладена, о гипотетическом штурме Белого дома, о вызволении сотрудников американского посольства в Тегеране и вот теперь о сомалийских пиратах. Как ни крути, на этом фоне большинство высосанных из пальца киносюжетов, которыми наше кино увеселяет почтеннейшую публику, кажутся игрой в бирюльки.

О другом опыте глубокого погружения - "Не угаснет надежда" - поговорим в свое время.